Цикл обзора лучших Blues Мan продолжается - выпуск 1 , выпуск 2 , выпуск 3 , выпуск 4 , выпуск 5 , выпуск 6 , выпуск 7 , выпуск 8 , выпуск 9, выпуск 10 , выпуск 11 , выпуск 12 , выпуск 13 , выпуск 14 здесь ,
Джон Ли Хукер - John Lee Hooker
( 1917 - 2001 )
Одна из ключевых фигур послевоенного блюза, последний из гигантов фольк-блюза, взращенного музыкальной сценой Детройта в конце 40-х.
В нашем восприятии Джон Ли Хукер (John Lee Hooker) - почти современник. Он прожил долгую жизнь, с ним успели поиграть ещё совсем не старые сегодня люди, он застал двадцать первый век. В то же время он принадлежит к поколению великих американских блюзменов, давно ставших легендарными. Хаулин Вулф, Санни Бой Вильямсон, Роберт Джонсон, Мадди Уотерс, Элмор Джеймс (Howlin Wolfe, Sonny Boy Williamson, Robert Johnson, Muddy Waters, Elmore James) росли, учились играть на гитаре, работали на хлопковых плантациях по соседству; одни чуть раньше, другие одновременно, третьи чуть позже него. Нельзя, однако, сказать, «сидели с ним за одной партой», ибо в школу Джон Ли никогда не ходил (о чём впоследствии жалел), а настойчивости Хаулина Вулфа (Howlin' Wolf), получившего аттестат накануне сорокалетия, ему не хватило.
Блюз Хукера прочно ассоциируется с Детройтом, хотя он родился 22 августа 1917 года в Кларксдейле, штат Миссисипи. Причина этой аберрации — его стиль, резко отличающийся от звука Дельты.
Хукер родился в семье проповедника - баптиста, и в раннем детстве из-за строгого воспитания не знал другой музыки помимо спиричуэлс. Трудно сказать, до какого возраста длилась такая культурная изоляция, поскольку разные источники указывают разные даты рождения музыканта: от 1912-го до 1923-го года включительно. Картина для чернокожего населения Юга обычная, ибо грамотных людей среди них было немного, а белые не слишком озадачивались метрическими данными своих сельскохозяйственных рабочих.
Мир светской музыки открылся для Хукера после того, как его мать развелась с отцом и вышла замуж за блюзмена Вильяма Мура (William Moore) из соседней Луизианы, который научил приёмного сына играть блюз так, как играли его тогда в родном для отчима штате. Свой самый первый хит — “Boogie Chillen” Хукер впервые услышал от него. Впоследствии он лишь придумал новые слова.
Другим главным наставником Джон Ли называет Тони Холлинса (Tony Hollins)— местного блюзмена, подарившего ученику первую гитару. По мере восхождениия Хукера к славе эта амальгама раннего луизианского блюза, спиричуэлс и блюза Дельты предстала меломанам, как блюз Детройта, хотя, по сути, осталась уникальным стилем её создателя.
В 14 лет Джон покинул родительский дом, и никогда больше туда не возвращался. В Детройт он переехал в 1943-м году, работал на заводе компании «Форд» и играл в местных клубах для негритянской общины. Французские энтузиасты блюза Жак Деметр и Марсель Шавар (Jacques Demeter and Marcel Shawar) посетили район его проживания в 1959-м году. В их описании он предстал таким:
«Хейстинг стрит довольно узкая и длинной не более двухсот ярдов. По обеим её сторонам — ветхие кирпичные и деревянные домишки. Несколько жалких магазинчиков: бакалея, рыбный, парикмахерская. Покупатели выглядели настолько бедными — плакать хотелось. Грязные переулки между домами вели на огороды или пустыри».
Первый контракт со студией звукозаписи Хукер подписал в 1948-м году, и тут же последовал ряд хитов: “Boogie Chillen”, “Hobo Blues”, “In The Mood”, “Sally Mae”, вслед за чем представители разных компаний начали конкурировать, предлагая ему свои услуги. Официально он сотрудничал с Modern records, но гонорары были небольшими, и приходилось ловчить, записываясь под разными псевдонимами на других студиях.
Белая аудитория узнала о Джоне Ли Хукере на джазовом фестивале в Ньюпорте в 1960-м году. Тогда же его известность вышла за пределы темнокожего сообщества и достигла Европы. Сочинённая им в 1961-м году песня ”Boom-boom” двумя годами позже вознесла The Animals на вершины чартов и стала первой студийной записью Эрика Клэптона (Eric Clapton) в составе The Yardbirds.
Мировая известность к уже весьма зрелому музыканту пришла в 1970-м, когда он записал альбом ”Hooker and Heat” вместе с известной блюз-роковой группой Canned Heat. В дальнейшем популярность оставалась на стабильно высоком уровне, колеблясь одновременно с популярностью блюза как такового. Его статус, как одного из столпов блюза стал бесспорен, при том, что он поразительно мало занимался саморекламой. Точнее сказать, вообще ей не занимался.
Сначала он играл на акустической гитаре, с воцарением электроинструментов — в составе квартета. Играть с ним вместе было трудно прежде всего для сессионных музыкантов. Его уникальный стиль, минимализм, при котором единственный аккорд мог звучать непредсказуемо долго, рваный ритм, неожиданные модуляции — всё это требовало привыкания и долгой совместной работы. Поэтому мы часто видим Хукера на сцене с гитарой в одиночестве, отбивающего ритм ногой. В студии он работал один ещё чаще.
Негромкий, печальный, монотонный его голос без малейшей аффектации произносит тексты песен почти одинаково, идёт ли речь о “Boogie Chillen” (Children), веселящихся в Henry’s Swing Club или об угрозах пристрелить певца за постоянные опоздания на свидание – “Boom-Boom”. Но этого «почти» достаточно, чтобы каждый раз передать нужную эмоцию.
«Ровесники самоутверждались по-разному. Через успехи в учёбе, спорте, секс, выпивку и драки. Я не мог найти себя среди них. Я уже пробовал играть, и для меня одинокий человек с гитарой, выплёскивающий свои переживания и боль в этот мир и утверждающий себя в нем через музыку, стал примером, когда я увидел по телевизору Джона Ли Хукера».
Когда в 1980-м году режиссёру Джону Лэндису во время съёмок «Братья Блюз» понадобился актёр на роль уличного музыканта, выбор Хукера стал естественным. Ему не нужно было играть ничего, кроме музыки.
В 1991-м году Джон Ли Хукер был включён в «Зал славы рок-н-ролла».
Записаться с Хукером, принять участие в его концерте или пригласить его поучаствовать в своём почитали честью величайшие рок-звёзды. Canned Heat уже упоминались. На альбоме ”The Healer” с ним записались Карлос Сантана, Бонни Райтт, Джордж Торогуд, Los Lobos, Чари Маззлвайт (Carlos Santana, Bonnie Raitt, George Thorogood, Los Lobos, Chari Mazzlwaite). С ним играли The Rolling Stones и Эрик Клэптон. Вместе с Вэном Моррисоном (Van Morrison) они записали несколько песен и отыграли несколько концертов. Список можно продолжать. Отмечу, что исполняли почти исключительно репертуар Хукера.
Для рок-аудитории музыка Хукера — напоминание о первоистоках, о блюзовых корнях той музыки, которая за последние 60 лет породила множество течений и стилей, в том числе мало или совсем ничего не имеющих общего с блюзом. Неоспоримым, однако, остаётся факт, что без блюза современная музыка была бы принципиально иной, и, надо полагать, иначе бы называлась.
Хукер умер во сне 21 июня 2001 года в своем доме в Лос-Альтосе. Он был похоронен в Окленде. Он оставил после себя 8 детей, 19 внуков и множество правнуков
Бонни Рэйтт - Bonnie Raitt
( 1949 - . . . . . . .
Бонни Линн Рэйтт (Bonnie Lynn Raitt) - американская певица, гитаристка, автор и исполнитель песен в стилях блюз, кантри, рок, фолк. Лауреат 9 премий Grammy, включена в Зал славы рок-н-ролла и Зал славы Блюза.
Бо́нни Линн Рэйтт (Bonnie Lynn Raitt) родилась 8 ноября 1949 года в США в Калифорнии и прожила первые годы жизни в Лос-Анжелесе с родителями - музыкантами. Позже семья переехала на Восток в Массачусетс. Поздние 60-ые были проникнуты в Америке абсолютно неподрожаемым духом музыкальной и творческой свободы. В это время Bonnie Raitt изучала социологию в Harvard/Radcliffe и не могла не участвовать в студенческих движениях.
Музыка не занимала при этом главенствующего положения, она была просто средством выражения её культурных и социальных исканий. Как она позже сама говорила, что «в Кембридже конца 60-х было очень много великой музыки и политической опозиции!» Как и многие в мире американские студенты обращались к народной музыке, folk и blues, находя в них чистоту и что-то незыблемое. Но опыты с музицированием на подаренной родителями гитаре, изучение игры на слайд гитаре, первые опыты публичных выступлений и выпуска музыки собственного сочинения уже через три года после поступления в Кембридж определили главный интерес жизни Bonnie Raitt. Она покинула Кембридж чтобы полностью посвятить своё время музыке. Благо, учиться было у кого… Fred McDowell, Sippie Wallace, Son House, Muddy Waters, and John Lee Hooker стали для неё не просто педагогами, но и теми, чьё отношение к жизни стало для неё примером во многом.
Слухами земля полнится и вскоре весть о рыжеволосой девушке-блюзмене, её проникновенном и самобытном голосе стало событием, которое привлекло внимание рекордс компаний и в 1971 году Warner Bros. выпустила её дебютный альбом Bonnie Raitt. С тех пор мир знает выдающегося музыканта, девятикратного обладателя Грэмми как певец, автор - Bonnie Raitt.
Рецензии не могут передать стилистического, жанрового разнообразия музыки Bonnie Raitt в полной мере, вернее, многообразия идей и современных подходов к звучанию, записи музыки, так как её открытость как музыканта, высший пилотаж как партнера по бэнду, потрясающий такт и музыкальность расширяют рамки стилей и направлений и делают её работы каждый раз открытием даже для поклонников. При этом ей удаётся сохранить в своей музыке, вопреки безусловному давлению поп-индустрии, абсолютные блюзовые традиции, наследие американских музыкантов разного цвета кожи и социального происхождения. Понимая свою ответственность за это и дорожа оценкой своей музыки среди людей, она говорит: «Я чувствую настоятельно, что эта оценка должна быть такой, чтобы черный, латиноамериканец… могли понять корни их собственного музыкального наследия.»
По итогам опроса ведущих музыкантов США и Великобритании, Бонни Рэйтт сейчас входит в «горячую сотню» лучших гитаристов мира.
Бонни Рэйтт активна в общественной жизни, выступает за сохранение природы и ограничения в строительстве ядерных электростанций, является членом-основателем движения Musicians United for Safe Energy. Участвовала в нескольких президентских кампаниях в США.
"Я не коллекционирую гитары – я покупаю их, потому что они мне нужны. Я считаю, что на гитарах нужно играть. Думаю, что люди, у которых есть красивые гитары, или машины, или ещё что-нибудь, а они хранят их в гаражах или на складах... это что-то вроде накопления жен. На гитарах нужно играть – это дерево, уважайте его, играйте на нём, давайте жизнь музыке, не держите инструменты на каком-нибудь складе в Токио, чтобы на вечеринке говорить: "А знаете, что у меня есть?" Гитары придуманы не для этого."
Свежие комментарии