На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Все о Музыке

5 013 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий
    может быть и хрен с ними но, благодаря этой стране музыканты получают мировое признание !!! Азиатский К-поп   получил...10 музыкантов, ко...
  • Максим Ширшиков
    ну и хер с америкосами, янки недобитые10 музыкантов, ко...
  • Юрий
    это вы зряяяя, включите VPN и YouTube работает так же как и в прежние времена ...........Теория струн: Нуб...

30 джазовых альбомов с начала года - часть 6

30 джазовых альбомов с начала года - 1 часть

 

Заключительный выпуск обзора с джазовыми альбомами первой половины года - начало здесь , часть 2 часть 3 , часть 4 ,  часть 5 

 

 

Lisa Ullén, Elsa Bergman, Anna Lund - «Space»

 

Стокгольмское трио под предводительством пианистки Лизы Уллен (Louise Ullen) на своем дебютном альбоме «Space» играет фри-джаз очень по-американски, что довольно неожиданно.

В конце концов, в Скандинавии сложилась своя сильнейшая школа — почему бы не ориентироваться на нее? Тем более что Уллен познакомилась с басисткой Эльзой Бергман (Elsa Bergman) и ударницей Анной Лунд (Anna Lund) как раз в рамках проекта известной выпускницы этой школы. Встретились они в секстете альтистки Анны Хёгберг (Anna Hegberg - в свою очередь, участницы Fire! Orchestra Матса Густафссона). Как бы то ни было, у Уллен есть свое четкое авторское представление о том, каким может быть фри-джаз: она выстраивает вектор от Сесила Тэйлора к композиторам-минималистам и современным их последователям. В «Circle of Security» Уллен не скупится на головоломную полиритмию, заполняет пространство кластерными аккордами, пока Бергман и Лунд поддерживают ее стремительный порыв. В «Joint Attention» и Уллен, и Лунд используют расширенные техники игры: в ход идут бумага и бутылки, а Бергман стучит по деке контрабаса. В эти моменты задумчивого созерцания звуков трио оказывается предельно близко к работам берлинского композитора Магды Майас (Magda Mayas); их роднит умение задействовать тишину как целый дополнительный инструмент.

 

СЛУШАТЬ альбом - ЗДЕСЬ 

 

 

Potsa Lotsa XL & Youjin Sung - «Gaya»

 

«Гайя», а в русской фонетической традиции всё же «кая» — это нежное название корейского 12-струнного инструмента каягыма. Дальний родственник цитры, он обладает глубоким вибрато и звучит совершенно особенным образом, попадая куда-то между кото, арфой и виолончелью пиццикато. Немецкая саксофонистка и композитор Зильке Эберхард (Silke Eberhard) «заболела» своеобразным звуком каягыма еще до пандемии. Сначала она ходила на выступления кореянок (каягым — преимущественно женский инструмент), а в локдаун, когда концертов не было, умудрилась прикупить себе экземпляр в Лейпциге и начала постигать его гармонические возможности. Тут стоит сказать, что Эберхард — человек увлекающийся. Она стоит за духовым оркестром Potsa Lotsa, который аранжировал и переиграл все произведения Эрика Долфи (Erica Dolphy), а потом, в своей расширенной версии, основательно порылся в творческом наследии композиторов Джачинто Шельси, Курта Швиттерса (Giacinto Schelsi, Kurt Schwitters - не только художника!) и Генри Тредгилла (Henry Threadgill). Поэтому неудивительно, что эксперименты Зильке с каягымом вылились в сюиту, написанную специально для виртуозной исполнительницы на этом инструменте Юцзин Санг (Yujing Sang) и оркестрика Potsa Lotsa XL с духовыми, ударными и контрабасом. «Gaya» слушается на одном дыхании — от звуков гонга в самом начале до блистательной коды в финале. Эберхард использует традиционные боповые ходы для оттенения не менее традиционных партий каягыма. Оркестр и Санг нередко играют по очереди, но самое интересное случается, когда они сходятся и даже звучат в унисон (например, в«Sed») — и элегантный западный свинг как влитой садится на корейскую пентатонику.

 

СЛУШАТЬ альбом  ЗДЕСЬ 

 

 

Glass Museum - «Reflet»

 

2021-й стал годом триумфа и нового витка джазотроники — синтеза джаза и электроники преимущественно танцевального толка. Пластинка Фэроу Сандерса (Farou Sanders) и электронщика Floating Points «Promises» с травоядными эмбиентными абстракциями собрала немыслимое количество верхних строчек в рейтингах самых разных музыкальных изданий. У групп GoGo Penguin и Portico Quartet, самых заметных деятелей на поле джазотроники, — десятки миллионов просмотров в YouTube и прослушиваний в Spotify. И внушительная толпа последователей тоже имеется. Бельгийский дуэт Антуана Флипо (Antoine Flipo - синтезаторы) и Мартина Грегуара (Martin Gregoire - ударные) как раз из отряда эпигонов, причем коммерчески успешных: за пару недель весь тираж их нового альбома «Reflet» на Bandcamp смели подчистую. Glass Museum применяют к джазу конструкции и элементы минимал-техно и дип-хауса: зацикливают в кольцо короткие фразы, объединяют их в слои, слегка меняя структуру каждого из них, кладут на простейшие ритмы 4/4, постепенно наращивают драматизм за счет синтезаторного баса и редких грувовых брейкбитных вставок. В лучшие моменты («Shiitake», «Auburn») Glass Museum и вправду походят на однояйцевых близнецов GoGo Penguin; в худшие — композиции трещат по швам и бесконечно повторяют сами себя. В режиме ненавязчивого фонового прослушивания «Reflet», конечно, не раздражает, но вот при ближайшем рассмотрении быстро обнажает свою пустотелость.

 

СЛУШАТЬ  альбом  ЗДЕСЬ 

 

 

Larry Goldings, Peter Bernstein, Bill Stewart - «Perpetual Pendulum»

 

Тридцать лет вместе — срок, подвластный не каждому коллективу. Ансамбль клавишника Ларри Голдингза (Larry Goldings), гитариста Питера Бернстайна (Peter Bernstein) и ударника Билла Стюарта (Bill Stewart) можно записывать в рекордсмены-долгожители. Творческий юбилей они отмечают выходом нового альбома (впервые) на лейбле Smoke Sessions. У каждого из участников — своя насыщенная профессиональная жизнь, индивидуальный путь, сольные альбомы, концертные туры. Но что-то заставляет их возвращаться друг к другу и к проекту, который в The New York Times считают эталоном джазового органного трио. «Нам просто очень нравится компания друг друга», — объясняет Голдингз, и, конечно, многого не договаривает. Возможно, дело в особой уверенности каждого из участников быть понятым соратниками. Без нее на новом альбоме не появилось бы ни притушенной блюзовой аранжировки Голдингза гершвинской «Prelude», ни колкой вещи пера Стюарта «FU Donald», где трио уходит в модальный джаз, ни скачущей, суетливой «Little Green Men» авторства Бернстайна, где пьедестал отдан ударным. «Perpetual Pendulum» действительно неровный: его, как маятник в названии, качает от легкоусвояемого мейнстрима до странноватых попыток начудить. Но в любой из этих крайностей музыканты оказываются вместе и продолжают играть как ни в чем ни бывало так круто, как умеют.

 

СЛУШАТЬ  альбом  ЗДЕСЬ 

 

 

Alawari - «Alawari»

 

Что случилось с датским королевством и откуда в нем вдруг расцвела целая плеяда талантливейшей джазовой молодежи, неизвестно. Вопрос требует отдельного расследования, но факт остается фактом. В джаз в Дании за последние пять лет пришло поколение (Girls in Airports, Udsyn, I Just Came from The Moon, Kaleiido…), вскормленное инди-роком, фолком и электроникой в той же мере, что работами Дэвиса, Колтрейна, Коулмана (Davis, Coltrane, Coleman) или своего земляка Якоба Бро (Jacob Bro). И эта шпана готова стирать с лица земли тот самый стереотип о нордическом сдержанном саунде, причем громко и уверенно. Вот, например, секстет Alawari вооружился аж тремя духовиками — альт, тенор, труба, — которые выстраивают такую весомую и сокрушительную секцию, что запросто могли бы померяться силушкой с боевым оркестром Мартина Кюхена (Martin Kuhen) Angles 9 втрое большего размера. В арьергарде за медной группой следуют фортепиано, контрабас, ударные и специальный человек с макбуком, отвечающий за сэмплы и электронные примочки (в состав секстета он не входит). Они тоже не отстают — вместе складывается бойкая, бьющая током коммуна наподобие The Jazz Messengers Арта Блэйки (Art Blakey) или космической семьи Сан Ра (San Ra) Ладно бы речь шла только о способности мощно играть. У Alawari в рукаве спрятаны и мелодии, которые хочется напевать под нос («Sunes Hit», «Sorg pt. 1 & 2»), и изобретательность в импровизациях («Elegi»), и умение подхватывать и поддерживать друг друга на лету. А чтобы влюбиться в Alawari окончательно, послушайте финальную вещь «Revolution» — размашистый необоп, в котором есть всё: и боль, и надежда, и запал для коктейля Молотова. Браво, безупречный дебют.

 

СЛУШАТЬ альбом  ЗДЕСЬ 

Картина дня

наверх