На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Все о Музыке

4 995 подписчиков

Свежие комментарии

  • Alexander Maev
    https://youtu.be/EhqVlRk4yEs?si=PkeHxEQ0kBW1iI3Q...............
  • Юрий
    .100 лучших сольны...
  • Юрий
    .100 лучших сольны...

30 джазовых альбомов с начала года - часть 3

30 джазовых альбомов с начала года - 1 часть

Продолжаем знакомиться с джазовыми альбомами первой половины года - начало здесь , часть 2 ,  

 

 

Brad Mehldau - «Jacob’s Ladder»

 

 

В библейском сюжете Иаков, увидевший во сне лестницу в небеса, просыпается со словами: «Истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал!» Мы, похоже, тоже не знали — не догадывались о том, что легендарный (и, давайте по-честному, великий) пианист Брэд Мелдау может звучать еще и так, как на своем новом прог-роковом альбоме «Jacob’s Ladder». Да-да, вы не ослышались: Мелдау теперь играет прог-рок, причем в самом классическом его изводе: Rush, Yes, Gentle Giant тут присутствуют не только в качестве муз и вдохновителей, но и как источники материала для кавер-версий. Для самого Мелдау прог-рок — лестница в небо джаза. Десятилетним ребенком он слушал его в изобилии, почитывая книги Клайва Стейплза Льюиса и запуская процессы кросс-влияний, которые в будущем смешают в его голове религию, композиционную сложность, соло на десять минут, Майлза Дэвиса (Miles Davis), Mahavishnu Orchestra, Radiohead и Джона Колтрейна (John Coltrane). «Jacob’s Ladder» — апофеоз этой мешанины и то еще варево. Музыка мечется от одной своей ипостаси к другой, стараясь одновременно реветь Тиллем Линдеманном (Till Lindemann) в «Herr und Knecht», рассказывать философские притчи в «Tom Sawyer» и распадаться хрупким синтипоп-авангардом на «Jacob’s Ladder, Pt. II: Song». Больше того, пианист в какой-то момент покидает всевозможные синтезаторы и электроорганы, и пересаживается за ударную установку, подменяя Марка Джулиану (Mark Julian), своего давнего партнера по проекту Mehliana. Такое ощущение, что Мелдау решил записать главный концептуальный труд своей жизни — но получился он совсем не таким, как можно было ожидать.

 

СЛУШАТЬ альбом  здесь 

 

 

Marquis Hill «New Gospel Revisited»

 

Если вам вдруг понадобится объяснить кому-то, как работает джаз, очень удобно сделать это на новом альбоме чикагского трубача Маркиса Хилла (Markis Hill). Хилл проворачивает один нехитрый трюк: берет собственную пластинку одиннадцатилетней давности («New Gospel»), собирает могучую кучку друзей (вибрафонист Джоэл Росс, саксофонист Уолтер Смит-третий, пианист Джеймс Фрэнсис, басист Хариш Рагхаван, ударник Кендрик Скотт) и переигрывает старую работу заново — да так, что материал начинает сверкать совершенно новыми гранями. Вся идея джаза, в конце концов, и заключается в том, что коллективная импровизация рождает новые неожиданные находки, не так ли? У Хилла, адепта хард-бопа и явного последователя идей Фрэдди Хаббарда и Ли Моргана (Freddie Hubbard and Lee Morgan), такие находки непременно случаются — и во многом как раз за счет мощнейшего потенциала приглашенных музыкантов. Показательна, например, композиция «Autumn (Live)». В первоисточнике «Autumn» тему вела труба, аккуратно передавая соло контрабасу; вся драма строилась на противостоянии духовых и сухопарой ритм-секции. В нынешней живой интерпретации конфликта как такового нет вообще: в любой момент времени секстет звучит практически полным составом, а основная мелодия обрастает новыми аккордами и дополнительной глубиной.

 

СЛУШАТЬ альбом  здесь 

 

 

Baritone Domination - «Radioactivity»

 

Когда в мире столько разговоров о ядерной войне, выпускать альбом с названием «Радиоактивность» — шаг несколько провокационный. Впрочем, коллектив Baritone Domination — провокация сама по себе: дуэт московских саксофонистов Александра Сереченко и Сергея Храмцевича, к которым примыкает ударник Пётр Отоцкий, минимумом инструментальных средств умудряется добиться максимума звуковой и композиционной фактуры. В арсенале музыкантов — луперы, альтернативные техники звукоизвлечения (конкретно тут ими пользуются скромно), медитативные, по-свинговому сильно раскачанные ритмы, короткие мелодические фразы, которые при повторении и наложении друг на друга возводят впечатляющую стену звука. В «Kindness» Сереченко и Храмцевич — оба в великолепнейшей форме и с изумительным чувством локтя — вначале неспешно повторяют звуковые фрагменты, вгоняя слушателя в транс, а в финале заходятся в экстатических дисторшн-воплях. В «Mercy» схема похожая, только дроун-апогей, в котором за бурю и взрыв отвечает главным образом Отоцкий, длится несколько минут. Камлания музыкантов цепляются за слушателя постепенно, шаг за шагом, но держат крепко — совсем как токсичное излучение. «Radioactivity» записан во время мартовского концерта в Зеленограде; записан максимально сыро: слышно, как переговариваются слушатели в зале. И это, кажется, сделано нарочно — в качестве еще одной иллюстрации столкновения живых людей с непримиримой стихией, энергией, сбивающей с ног.

 

СЛУШАТЬ альбом  здесь 

 

 

Avishai Cohen - «Naked Truth»

 

Пару лет назад трубач Авишай Коэн (Avishai Cohen) беспощадно потоптался по канонам лейбла ECM на альбоме с подходящим названием «Big Vicious». Новая его работа — сюита в восьми частях с эпилогом — звучит как персональное извинение перед основателем лейбла Манфредом Айхером. От былого накала страстей не осталось и следа; Коэн снова страдает анемичным, застывшим в своей ледяной красоте ECM-джазом. Слушаешь его не без удовольствия, но в памяти почти ничего не оседает — то ли музыка, то ли видение. Впрочем, есть одно «но» — и это пианист Йонатан Авишай (Jonathan Avishai), давний соратник Коэна. По штрихам и намекам, которые сообщают ему скудные линии трубы и приглушенная ритм-секция (ударник Зив Равиц и басист Барак Мори), он дорисовывает «тело» большинства композиций своими минималистичными пассажами. В его руках и ритм, и эмоции, и пластичность мелодий; к этому имени явно стоит присмотреться.

 

СЛУШАТЬ альбом  здесь 

 

 

Nils Wülker & Munich Radio Orchestra  - «Continuum»

 

А вот совсем другая труба, динамичная и страстная. Нильс Вюлькер (Nils Wulker), обладатель всевозможных джазовых наград в родной Германии, объединился с Симфоническим оркестром Мюнхенского радио под управлением дирижера Патрика Хана (Patrick Khan) и записал легкую, теплую, кинематографичную пластинку. Вюлькер последовательно закрывает гештальты: в 2020-м он выпустил электронный альбом «Go», теперь вот на контрасте родился альбом максимально живой, на полсотни человек с акустическими инструментами. Какой бы инструментарий Вюлькер ни использовал, он остается вдохновенным и предельно романтичным композитором. Некоторые его мелодии — как окрыляющая «Unhidden Intentions» или неторопливо нарастающая «Distorting Time and Space» — производят эффект обезоруживающей прямолинейной красоты, знакомый по большинству композиций сочинения Марии Шнайдер (Maria Schneider). Не исключено, что через десяток-другой лет Вюлькер и впрямь войдет в пантеон с ней, великой, на равных.

 

СЛУШАТЬ альбом  здесь 

Картина дня

наверх