Продолжаем знакомиться с джазовыми альбомами первой половины года - начало здесь , часть 2 , часть 3 ,
Tigran Hamasyan - «StandArt»
Статус джазового небожителя 34-летний пианист Тигран Амасян (Tigran Amasyan) окончательно и бесповоротно закрепил еще прошлым своим альбомом — «The Call Within» двухлетней давности. Не особенно важно, что последовало бы за этим взятым Эверестом. Любая работа Амасяна отныне, во-первых, автоматически попадает в категорию must listen, а во-вторых, увы, наверняка уступает избыточной роскоши «The Call Within». Такой расклад самому Амасяну прекрасно понятен — именно поэтому он делает финт ушами и выпускает альбом американских джазовых стандартов. Обращение к классике — мудрый ход, когда хочется избежать лобовых сравнений нового твоего авторского материала с уже изданным. Справедливости ради нужно сказать, что на «StandArt» самого Амасяна как раз много. Его характерные идеи и приемы тут прут из всех щелей: острые, ломаные пассажи и ритмы на «Big Foot» Чарли Паркера (Charlie Parker), легкая фольклорная завязь на «When a Woman Loves a Man» из репертуара Билли Холидей (Billie Holiday - выходец из Гюмри, Амасян любит и умеет работать со своими армянскими корнями), театральный пафос «I Should Care», нагнетаемый модальными расхождениями с трубой Амброуза Акинмусира (Ambrose Akinmusir). В целом материал этому «амасяниванию» поддается, хотя и не без сопротивления; местами он явно перегружен. Тем не менее пластинку стоит слушать; хотя бы ради блистательного исполнения — Амасян как всегда вольно парит над клавишами. Такая вот и игра в классику, и игра живого классика.
СЛУШАТЬ альбом - ЗДЕСЬ
Mark Turner - «Return from the Stars»
Американский саксофонист Марк Тёрнер (Mark Turner) чаще проявляет себя в занятиях сайдменством, чем в качестве бэндлидера, и альбом «Return from the Stars» чуть-чуть объясняет, почему так вышло. Играют четверо: Тёрнер на теноре, Джейсон Палмер (Jason Palmer) на трубе, Джо Мартин (Joe Martin) на контрабасе и Джонатан Пинсон (Jonathan Pinson) на ударных. Аккордовых инструментов, которые могли бы связать композиции явной гармонической сеткой, тут нет, и без них аранжировки всё время растекаются густым киселем. Нет тут и мелодий, и соло в их классическом понимании; вместо них — протяжные фразы духовых, которые то ли толкают композицию вперед, то ли, напротив, заставляют ее еще больше увязать в своей же зыбучей фактуре. Тёрнер и Палмер еще хоть как-то мелодически взаимодействуют — в«Terminus», например, они даже играют в унисон. А ритм-секция уплывает в совсем отдельный мир и действует автономно, как щупальца осьминога, независимые от центрального мозга. Что тому причиной, доподлинно неизвестно — то ли авторская мысль повелела всем участникам пуститься в самотек, то ли Тёрнер просто не умеет раздавать команды и вести за собой. В любом случае даже в таком виде «Return From the Stars» не лишен очарования, особенно когда Тёрнер переходит от абстракций к по-сонниролинсовски душевному постбопу.
СЛУШАТЬ альбом - ЗДЕСЬ
Michael Leonhart Orchestra - «The Normyn Suites»
Трубач Майкл Леонхарт (Michael Leonhart) — этакий тамада с лейбла Sunnyside Records; вечно придумывает «интересные конкурсы» и делает так, чтобы всем приглашенным гостям было весело. На прошлом своем альбоме «Suite Extracts Vol. 1» он в джаз-фанковой манере и чаде кутежа переиначивал нетленки Wu-Tang Clan и Spinal Tap. В этот раз так же кипуче и бойко высказывается по вообще-то грустному поводу, на смерть своей таксы Нормина. «The Normyn Suites» — концептуальная элегия полной палитры чувств, в которой есть фанк-боп «Shut Him Down» с голосом Элвиса Костелло (Elvis Costello) и саксофоном Джошуа Редмана (Joshua Redman), траурная пьеса «Waking from Sedation» с хрупкой, почти атональной гитарой Билла Фризелла (Bill Frizell) и элегантнейшая постбоповая вещь «Wayne Shorter»с саксофоном Донни Маккаслина (Donnie McCaslin). Помимо звездного статуса гостей объединяет еще один момент: у них всех в репертуаре есть хотя бы одна композиция с упоминанием собак. Такой вот собрался клуб собачников. Похоже, у Нормина был не только талантливый, но и любящий хозяин — а жизнь пса, судя по продолжительности и насыщенности альбома, длилась долго и прошла на полную катушку.
СЛУШАТЬ альбом - ЗДЕСЬ
Misha Tsiganov Quintet - «Misha’s Wishes»
Цвет постсоветской джазовой эмиграции делает красиво. На новом альбоме пианиста Миши Цыганова (Misha Tsyganov), вот уже тридцать лет как уехавшего из Санкт-Петербурга в Нью-Йорк, появляются басист Борис Козлов и трубач Алекс Сипягин — вряд ли оба нуждаются в представлении. Дополняют представителей российской диаспоры саксофонист Шеймус Блейк (Seamus Blake) и ударник Дональд Эдвардс (Donald Edwards). Все — матерые профессионалы, к тому же давно знающие друг друга. Поэтому материал, сочиненный Цыгановым в ковидном локдауне, они исполняют вдохновенно, точно, свободно и с вниманием к деталям. Цыганов показывает типичного себя. В его композициях, отталкивающихся от наследия Арта Блейки, Чарльза Мингуса (Art Blakey, Charles Mingus) и раннего Майлза Дэвиса (Miles Davis), много смещений ритма, неожиданных скачков темпа, нелинейного развития сюжета. Лучше всего эти его фишки демонстрирует головокружительная композиция «There Was a Birch Tree in the Field, So What» (В Поле Росла Береза, Ну И Что), где сходятся в свинговой баталии знакомая с полуфразы «Во поле березка стояла» и классическая дэвисовская «So What».
СЛУШАТЬ альбом - ЗДЕСЬ
Chad Fowler, Matthew Shipp - «Old Stories»
Саксофонист Чед Фаулер (Chad Fowler) и пианист Мэттью Шипп (Matthew Shipp) сходятся на «Old Stories», как два тяжеловеса в поединке. В красном углу — Шипп, тертый калач фри-джаза, известный своими головоломными дуэтами с авангардистами всех мастей, а особенно с Иво Перельманом (Ivo Perelman). В синем — «темная лошадка» Фаулер, неприметный музыкант из Арканзаса, самой яркой вехой трудовой биографии которого стала группа Dopolarians с Уильямом Паркером, Брайаном Блейдом (William Parker, Brian Blade), покойным Элвином Филдером (Alvin Fielder) и другими великими в составе. Фаулер и Шипп познакомились осенью прошлого года и встречаются в студии впервые. Изначально кажется, что это битва неравных. Наверняка Шиппу быстро станет скучно. Тем более что каких-то договоренностей относительно того, что им играть, между музыкантами не было. На деле Шипп и Фаулер за секунды настраиваются на частоту друг друга и начинают на сопоставимом уровне гнать бурный поток фри-джазового великолепия. Надо слышать, как Фаулер на своем стритче (альт-саксофон прямой, а не изогнутой формы, как бы вытянутый сопрано) выдувает форшлаги, нахраписто аккомпанируя игривым фразам Шиппа, и как тот уравновешивает его энергичные, шквальные, даже истеричные выпады своей рациональной, трезвой игрой. Спарринг-партнеры то и дело сближаются, проводят серию ударов, запускают новую тему, смещаются относительно друг друга, подхватывают и развивают мысль соперника — и всё по новой. Даже преступный хронометраж в почти полтора часа это зрелище не портит.
СЛУШАТЬ альбом - ЗДЕСЬ
Свежие комментарии