На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Все о Музыке

5 000 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий
    прпинято к исполнению  )))))))))100 величайших ба...
  • сергей федоров
    мда..., никак...Deep Purple выпус...
  • walr waler-r
    Спасибо, продолжайте!100 величайших ба...

Музыка Венгрии (часть 5)

Сегодня продолжаем тему «рок-демократов». Сегодня речь пойдет о группах, две из которых были вскользь упомянуты в первой части нашего сериала о роке родом из ВНР. Итак Taurus, Koral и Piramis.

В начале 70-х венгерская рок-сцена была не только весьма развитой и богатой (в музыкальном плане, конечно) по меркам Восточной Европы, но и усилиями Omega и чуть позже Locomotiv GT заслужила определенный авторитет и на Западе. В стране записывали пластинки, «крутились» на радио и телевидении, активно концертировали как дома, так и за рубежом, участвовали в многочисленных тогда фестивалях  с полсотни рок-групп вполне международного уровня. Как показывает мировой опыт, на этом этапе происходит формирование «супер-групп», когда музыканты, достигшие звездного статуса в своих командах, объединяются для реализации еще более амбициозных проектов. Собственно, первой из них в Венгрии был упомянутый LGT. А на звание второй претендует Taurus, или точнее — Taurus EX-T 25 75 82, поскольку к знаку Зодиака, под которым родилась новая группа, был «для понта» добавлен номер телефона одного из ее участников.

У истоков проекта стояли участники уже достаточно популярной к тому времени поп-рок группы Neoton (хотя ее подлинный взлет состоялся позднее — в эпоху диско) — басист Лайош Шом (Som Lajos) и клавишник Фецо Балаж (Balázs Fecó), которые хотели играть более сложную и «тяжелую» музыку, чем исполнял их «родной» коллектив. К участию в новой формации были привлечены лидер модной будапештской группы Tűzkerék гитарист и певец Бела Радич (Radics Béla) и барабанщик так кстати только что распавшейся культовой команды Metro Дьезе Бруннер (Brunner Győző).

Собравшийся «звездный» коллектив сразу же громко заявил о себе — как концертами, так и новыми хитами. Первым из них стал «Zöld csillag» (Зеленая звезда) — энергичный боевик с равновесно солирующими органом и гитарой, выпущенный на «сорокопятке» весной 1972 года.

При этом студийный полнометражник  группа так и не выпустила. Главным «коньком» Taurus были все-таки «живые» выступления, собирающие толпы поклонников. Уже на дебютный концерт группы было продано больше 10 тысяч билетов, а зрителей в будапештский Молодежный парк пришло еще больше. Изданная впоследствии запись этого выступления осталась единственным лонгплеем Taurus.

Символом грандиозного успеха «тельцов» стали два их триумфальных концерта в конце июля 1972 года на городском Малом стадионе в компании других грандов венгерского рока. 

Однако, как это часто бывало с супер-группами, внутри коллектива быстро накопились противоречия, связанные с завышенными амбициями их участников — каждый хотел включить в репертуар побольше своих песен и «тянул одеяло на себя». Первым еще осенью 1972-го ушел Шом, на место которого был быстро рекрутирован другой бывший участник Metro Зоран Стеванович (Sztevanovity Zorán). В начале следующего года все большее стремление «отправиться в свободное плавание» стал проявлять Радич, создавший собственный параллельный проект Alligator . В результате в мае 1973 года, просуществовав чуть больше года, Taurus EX-T 25 75 82 был расформирован, чтобы дать жизнь двум новым, не менее популярным, но более долговечным проектам. 

 

Прямым «наследником» «тельцов» может считаться группа Korál, созданная Фецо Балажем и Дьезе Бруннером практически сразу после распада «материнской» команды. В ее состав вошли также два бывших участника ансамбля Apostol: гитарист Пал Макраи (Makrai Pál) и басист Андраш Козма (Kozma András). Но в музыкальном плане «коралловые» встали на курс, проложенный Taurus, далеко не сразу — только во второй половине 70-х годов. Первоначально музыканты, как это вообще характерно для венгерских рок-групп того времени, выступали в качестве сопровождающего коллектива певицы Жужи Конц (Koncz Zsuzsa), успевшей до этого поработать с Omega, Illes, Metro и несколькими другими группами. Хотя в этот период Korál записал и несколько собственных песен (одна из них — Hazafelé (Дорога домой) — стала даже № 1 в национальном хит-параде, к «настоящему року» группа вернулась только после расставания с певицей. 

В 1977 году Балаж принял участие в совместном концерте с бывшими коллегами по Taurus, после чего решил продолжить развивать идеи, заложенные «тельцами», исполняя музыку на стыке хард-рока и прогрессива. В Korál к тому времени с ним играли гитарист Ласло Фишер (Fischer László), басист Золт Шоллер (Scholler Zsolt) и барабанщик Иштван Падош (Pados István). Функции основного вокалиста Фецо взял на себя. Группа начала активно концертировать, опираясь на репертуар своих предшественников и проверенные каверы. Собственного качественного материала на первый полноформатник («сорокопятки» выходили и раньше) набралось только к 1980 году — Балаж, ставший безусловным лидером команды, поставил очень высокую планку. Одноименный с группой альбом действительно получился исключительно сильным. Он содержал как жесткие боевики,так и мелодичные баллады, ставшие «фирменным знаком» Korál на долгие годы.

СЛУШАТЬ 

Последующие два студийника группы — «A Tulso Part» (Другая сторона) 1982-го и «Az óceán» (Океан) 1984-го года  гораздо слабее, хотя и на них были вполне потенциально хитовые треки, такие как «Előhang Ugye nem hiszed el»

СЛУШАТЬ

Аранжировки стали помпезнее и ориентировались на полностью  доминирующие клавишные. Гитара оказалась задвинутой на задний план. На тот момент в «коралловых» вместе с Балажем и Фишером играли басист Тибор Фекете (Fekete Tibor) и ударник Петер Доросмаи (Dorozsmai Péter). Видимо, творческий спад почувствовал и Балаж, который в 1986 году расформировал команду. Однако в конце 90-х на волне интереса к «классическому» року 70-80-х годов Korál возродился, выступает и поныне и даже записывает пластинки в духе своих лучших времен, такие как «Ne állj meg soha» (Никогда не останавливайся) 2006-го года

Когда Лайош Шом покидал Taurus, он намеревался собрать команду, которая будет играть стремительно набиравший популярность на Западе хэви-метал в духе Black Sabbath и GrandFunk. Соответственно и первый состав новой группы, получившей название Piramis (Пирамида), представлял собой «пауэр-трио» по образцу Cream и тех же Grand Funk.

В него помимо Лайоша вошли музыканты из ансамбля Non-Stop: гитарист Янош Заводи (Závodi János) и барабанщик Миклош Кёвеш (Köves Miklós). Дело, однако не пошло — никто из троицы «не тянул» как вокалист. Пришлось пока ограничиться инструментальной музыкой, для которой требовалось расширить «музыкальную палитру», в связи с чем из того же Non-Stop был приглашен органист Петер Галлаи (Gallai Péter), который, к тому же, неплохо пел. Некоторое время в «пирамидах» обретался еще один клавишник —  гражданин  Югославии Тибор Левай (Levay Tibor), которого держали во многом из-за того, что его брат проживал в ФРГ и был связан с музыкальным бизнесом. Впрочем, вскоре он отправился служить в армию (в СФРЮ с этим было строго) и в группу больше не вернулся. До осени 1975 года Piramis без особого успеха играл по небольшим клубам, нарабатывал репертуар и не прекращал поиски фронтмена, который мог бы помочь реализовать давние планы Шома. Удача улыбнулась, когда к группе согласился присоединиться Шандор Ревес (Révész Sándor) — вокалист очень популярной тогда команды General и кумир венгерских девчонок. С ним Piramis вышел на новый уровень, и первая же записанная в начале следующего 1976 года «сорокопятка» дала группе большой хит — балладу "Szállj fel magasra" (Лети высоко!)

Но настоящий прорыв случился чуть позже, когда Piramis получили возможность сопровождать в гастролях по Восточной Европе ныне позабытую, но очень модную в середине 70-х британскую глэмовую команду Mud . После показа совместных концертов по венгерскому телевидению «пирамиды» моментально получили статус супер-звезд. Закрепил этот статус выпущенный в самом конце года сингл «А becsület» (Гордость), сделанный в максимально актуальном тогда жестком хардовом ключе

Но вышедший в 1977 году первый одноименный с группой лонгплей не вполне удовлетворил ее поклонников, поскольку оказался стилистически неоднородным и не отражал уже лица команды. Наряду с качественными «тяжелыми» боевиками, наподобие упомянутого «А becsület», на нем оказались «попсовые» баллады, затянутые джаз-роковые номера и даже фанк, что больше приличествовало тогдашнему «элитарному» LGT, а не новоявленным молодежным рок-кумирам.

СЛУШАТЬ

Впрочем, на концертных успехах «пирамид» это не особенно отразилось, тем более что появившиеся в следующем году «Piramis II» и в 1979-м «Piramis III», хотя и не содержали «стопроцентных» хитов, были существенно ровнее и закрепили звездный статус команды. В целом период с 1978 по 1980 год можно назвать временем настоящей «пирамидомании» в Венгрии.  В стране, пожалуй, не было группы более популярной в молодежной среде. Концерты Piramis собирали толпы фанатов, особенно это было заметно на «оупенэйрах», в том числе проходивших на культовых площадках Будапешта — на городском «малом» стадионе и в Молодежном парке

В 1980 году «пирамиды» решили конвертировать свой внутренний успех в международный. Группа записала альбом англоязычных версий своих основных боевиков — надо признать, очень неплохой, особенно с учетом того, что новая бескомпромиссно хардовая аранжировка вдохнула в проверенные хиты новую жизнь

СЛУШАТЬ

Одновременно прошел большой концертный тур по странам Северной и Восточной Европы, включая два десятка концертов в Союзе. 

Однако реального прорыва на международную сцену так и не случилось — похоже, время «пирамид» и бешеного успеха исполнявшегося ими «классического» хард-рока ушло. Попытка «модернизировать» звук, предпринятая на релизе 1981 года «Erotica», с треском провалилась — альбом не восприняли ни преданные поклонники, ни критика.

Первым надвигающийся творческий кризис почувствовал Шандор Ревес, который покинул группу весной того же года прямо во время очередного европейского турне. Некоторое время Piramis продолжали работать в формате квартета, выступали и даже записали очередной лонгплей «Plusz» (Плюс), оставшийся почти незамеченным. В последующем было несколько более-менее успешных попыток реюньона, показавших, что группу по-прежнему помнят и любят, но в любом случае «пирамида» осталась одним из главных символов счастливых для венгерского    рока 70-х годов… 

 

Продолжение следует ...........

НАЧАЛО :   Часть №1 ,  Часть №2Часть №3 ,  Часть №4 

 

Картина дня

наверх