На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Все о Музыке

4 995 подписчиков

Свежие комментарии

Воспарить над миром: новые записи импровизационной музыки

Мы живем в эпоху очень разного джаза. И это хорошо.

Джаз — меняется? О, да! Причём парадоксальным образом — в обе стороны. В настоящем и в прошлом. Мы сейчас больше знаем (ну, можем знать) о старом джазе, чем современники. Вот пример – откопана очередная очень важная концертная запись Джона Колтрейна (John Coltrane).  Это как, я не знаю – как литературоведы пушкинский автограф бы нашли. То есть мы одновременно живём и в прошлом, и в настоящем, где тоже происходят всякие интересные события.

Джаз меняется. Прирастает новыми гармониями, техниками, инструментами. Старое переосмысливается на новый лад. Как, например, в записи Хорхе Росси (Jorge Rossi), неформатного музыканта, барабанщика-пианиста-вибрафониста. Барабаны они теперь вообще такие, поющие, можно сказать. Гармоничные. Как у матёрого сессионщика Джонатана Блейка (Jonathan Blake).

А ещё давайте упомянем Моби (Mobi). Он, сделав недавно заход в классику, теперь оказался соратником джазмена Грегори Портера (Gregory Porter). Вот так вот хочешь в одном обзоре причесать джаз под одну гребёнку — а не получается. И слава богу.

 

John Coltrane «A Love Supreme: Live in Seattle»

 

Реально, что-то удивительное происходит с наследием Джона Колтрейна (John Coltrane). Спустя полвека мир, кажется, знает его лучше, чего его современники. Постоянно что-то находится, какой-то важные аудиодокумент. Теперь вот почти детективная история: случайно найдена запись концертного исполнения сюиты «A Love Supreme».

Думали, что такая запись есть только одна, сделанная в июле 1965 во французском Антибе. Ибо вообще живьём эта архисложная — на тот момент авангард в прямом смысле, чисто технически — сюита исполнялась считанное количество раз. И все разы эти известны. Плёнку же записи этого выступления в Сиэттле нашли в архиве вдовы флейтиста Джо Брезила (Joe Brezila), который играл с Трейном на некоторых альбомах, а здесь он указан как «студийный персонал, инженер». Но это уже отдельная история, которая, к счастью, освещена в американской музыкальной прессе, покопайтесь.

Сразу резюме: счастлив тот, кто бывал на концертах Колтрейна. Он, нёс энергию, любовь, и сам воспарял над этим миром. «Высшая любовь» — не самое, мягко говоря, попсовое его произведение. Просто любопытно: а как оно раскрывалось бы на концертах, где музыка обрастает новыми смыслами?

Здесь: «Прелюдия» тихая. Потом начинает проводиться тема, и вот она уже качает и свингует, и — почти сразу! Как будто нам какое-то веселье обещают. Позитив. Сугубо положительное. Ума успокоение.

На второй части, где «Resolution», уже, признаем, некое шатание. Барабаны сильно лезут вперёд, потом всё же собираются, встают на место. Да, собственно, чего тут разбирать и критиковать? Один вопль: господи, какой ансамбль! Был. И есть. Отныне и навеки.

СЛУШАТЬ

 

 

Jorge Rossy «Puerta»

 

Сольный проект на ECM Джорджа Росси (George Rossi), известного более всего по работе в трио Бреда Мелдау (Brad Meldau). Там Росси служил барабанщиком. Вообще же он ещё и пианист и композитор. А тут вот, как написано в аннотации, «обратился к вибрафону и маримбе».

Получился интересный состав даже по саунду: как бы три ударных инструмента — вибрафоны, барабанная установка и контрабас. Да-да, контрабас тут с такой атакой играет… Ух! В каком-то смысле всё трио подчас работает на контрабасиста Роберта Ландфермана (Robert Landferman). А он играет жирным звуком, особенно на последней «Adios». Обстоятельно, подробно. Как азбука Морзе — во втором треке «Tainos».

Барабанщик Джефф Боллард (Jeff Bollard) по контрасту, только в основном шелестит по тарелкам щётками, и барабанчики его максимально размазаны в пространстве. А вибрафон прям поёт. Так вот все перекручено. Ну и мелодии ничего себе, приятные, романтичные.

СЛУШАТЬ

 

 

Johnathan Blake «Homeward Bound»

 

И ещё одна сольная работа матёрого сессионщика — дебют на лейбле Blue Note барабанщика Джонатана Блейка (Jonathan Blake), игравшего с биг-бендом Мингуса и миллионом других достойных людей.

Это запись его квинтета Pentad, в составе которого альт-саксофонист Иммануэль Уилкинс (Immanuel Wilkins), вибрафонист Джоэл Росс (Joel Ross), клавишник Дэвид Виреллес (David Virelles) и басист Дезрон Дуглас (Desron Douglas). Ну, то есть дрим-тим практически. Современный пост-боп, в меру навороченный, в меру фанковый. Свежие созвучия, переклички инструментов, слияния тембров.

Homeward Bound

СЛУШАТЬ

 

 

Gregory Porter «Still Rising»

 

Ну и наконец очень простая рецензия — даже не рецензия, а просто информация. И дело не в том, что писать рецензии на сборники хитов западло, нет. Просто… просто это же Грегори Портер (Gregory Porter). Кто его не слышал, не знает, не оценил? На номерные диски его мы исправно писали рецензии. Восторженные, ясное дело. Ибо кто ещё так споёт — олдскульно, но с вполне современным вайбом, подачей, содержанием?

Да, собственно, выпускать этот 34-трековый  сборник стоило хотя бы ради версии песни Стинга (Sting) «It’s Probably Me».

Концертная запись выступления Портера перед Стингом на шведской «музыкальной нобелевке» Polar Prize завирусилась — все прямо с восторгом друг другу пересылали ссылку на видео.Теперь вот в нормальном формате есть. Как и версия «Troubled So Hard» с Моби (Mobi). Ну, и куча хитов, рождественских песен и дуэтов. Прямо праздник! Который, к слову, не за горами.

СЛУШАТЬ

Картина дня

наверх