На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Все о Музыке

4 996 подписчиков

Свежие комментарии

Песни гражданской войны.

В этом выпуске подборка  хороших песен, которые связаны с Гражданской войной, начавшейся после революции. Некоторые из них были написаны еще в XIX веке, однако именно в годы революции и войны обрели второе дыхание и стали популярными. Другие появились именно на фронтах "на той единственной, Гражданской". А третьи были написаны намного позже, но тоже так или иначе связаны с этой войной.  

Со школьной скамьи в нашу память врезались слова революционных песен: «Партизанской», «Смерти комсомольца» и других. На уроках музыки в российских школах их учат и сейчас, но мало кто знает, какие запутанные истории кроются за мотивом и строками. «Хорошая песня стоит обеда », гласит солдатская мудрость, ведущая начало еще с античных времен. Песню в армии любили всегда, и участники междоусобной войны в России начала ХХ века не отступали от универсальных фронтовых традиций.

Мобилизирующую силу рифмы, положенной на музыку, трудно переоценить: с ней и маршировать легче, и на привале веселее, и в атаку идти не так страшно. Во все времена и в любой армии существовали песенники, поднимавшие боевой дух своих товарищей. В этом отношении Гражданская война в России ничем не отличалась от войн прежних времен.

«Охота петь была настолько сильной , — вспоминал знаменитый чапаевский комиссар Дмитрий Фурманов , — что на каждой остановке, где хоть чуточку можно было отдохнуть, певцы собирались в груду, сами по себе, без зова, вокруг любимого и почтенного своего дирижера… И начиналось пение. Подступали, окружали любителей и охотников, а потом набиралась едва ли не половина полка… Тут уж кучкой было петь невозможно – затягивали такую, что знали все, и полк сливался в дружной песне ». Много своих песен было и у красных , и у белых , но Гражданская война на то и гражданская, что линия раскола между противниками очень зыбкая: отец на одной стороне, сын или брат — на другой. Поэтому неудивительно, что существовали мелодии, любимые обеими сторонами. В советское время было принято стыдливо скрывать, что многие большевистские военные «шлягеры» пелись на мотив, заимствованный у классовых врагов

В Гражданскую любимые мелодии, бывало, теряли авторство, становясь поистине народными, превращаясь в фольклор. А у фольклора свои законы бытования: главное, чтобы за душу брало.

 

 

Смерть героя

 

В 1825 году в руки русскому поэту и переводчику Ивану Козлову попало английское стихотворение Чарльза Вольфа , посвященное генералу Джону Муру. Это был прославленный вояка, ветеран наполеоновских войн. В 1809 году Мур командовал британским экспедиционным корпусом в Португалии. Однако под Ла-Коруньей он потерпел поражение и сложил голову в бою. Козлов перевел стихотворение, назвав его «На погребение английского генерала Джона Мура» :

Не бил барабан перед смутным полком
Когда мы вождя хоронили.

А на музыку его положил композитор Александр Варламов . Получился романс. По словам историка Валерия Шамбарова , он был универсальным: «там не упоминалось ни имени генерала, ни его национальности, речь шла просто о павшем герое ». Романс сразу полюбился офицерам царской армии, которые исполняли его и в Первую мировую, и в Гражданскую. В конце 1830-х песню переделали под военный траурный марш. В этом качестве, как считает Шамбаров, она впервые прозвучала в 1838 году на похоронах генерал-адъютанта Карла Бистрома, умершего от ран. В 1870-е на мелодию Варламова новые слова написал поэт-демократ Антон Амосов :

Мы жертвою пали в борьбе роковой
Любви беззаветной к народу

Песня понравилась русским революционерам , исполнявшим ее на подпольных собраниях, на каторге и в ссылке. Была она любима и среди красноармейцев , воевавших с белыми. С конца 1920-х песня Амосова обрела вторую жизнь среди партийных оппозиционеров — меньшевиков, троцкистов и правых уклонистов, преследуемых большевиками. Поэтому с начала 1930-х годов в советской культуре от нее осталась только мелодия, исполнявшаяся на похоронах партийных деятелей и военных.

 

 

Гимны дооктябрьского периода.

 

Советская песня рождалась стихийно, в недрах массового песнетворчества гражданской войны. Первые ее шаги относятся к 1918—1920 годам. В песнях этих лет нашли выражение идеи, взгляды и настроения людей, выступивших с оружием в руках на защиту советской власти.

Большую роль в песенном обиходе первых лет советской власти играли гимны дооктябрьского периода. На улицах и площадях открыто и мощно зазвучали «Рабочая марсельеза», «Интернационал», «Варшавянка», «Смело, товарищи, в ногу», «Вы жертвою пали» и другие песни, вышедшие из революционного подполья. Велико было их воодушевляющее воздействие. Однако время потребовало от песни нового содержания, соответствующего событиям и явлениям новой действительности.

 

 

Переосмысление популярных напевов

 

Советский поэт Пётр Семёнович Парфёнов (1894—1937?) — автор текста песни «По долинам и по взгорьям»

Источником песенного движения явилась Красная Армия. Песней ее бойцы утверждали свою веру в светлое будущее молодой советской республики, готовность отстоять ценою собственной жизни завоевания Октября. Родилась новая тема — боевые походы Красной Армии. А с нею новый коллективный герой — народ, отстаивающий дело революции.

Первые советские песни возникли на основе наследия прошлого. Новые тексты объединялись с широко известными напевами. Так была сложена походная песня «Мы — красные солдаты» (на мотив знаменитой песни XIX века «Среди лесов дремучих» про разбойничьего атамана Чуркина). Очень часто новые тексты сочинялись в опоре на какой-либо первоисточник. Например, прототипом песни «Расстрел коммунаров» послужила революционная песня «Мы сами копали могилу себе» (1906).

Типичный для этой поры путь создания песен — жанровое переосмысление популярных напевов. Ярчайший пример — один из первых красноармейских походных гимнов «Смело мы в бой пойдем». Его мелодия восходит к популярному в дореволюционные годы салонному романсу «Белой акации гроздья душистые». Примечательно, что чеканный маршевый ритм, зарядивший мелодию целеустремленностью и силой, сохранил трехдольность, унаследованную от вальсового первоисточника. Что касается слов, то они родились в результате переосмысления солдатской песни времен первой мировой войны «Слушайте, деды, война началася».

Как это водится в фольклорной практике, песни гражданской войны существовали в десятках текстовых вариантов. В разных армейских частях распевали на свой лад «Яблочко» или не менее популярную матросскую песню «По морям, по волнам».

Большинство песен гражданской войны распространялось и бытовало по законам фольклора, без авторских имен. Тем не менее в результате специальных исследований отдельные имена самодеятельных авторов удалось восстановить. Выяснилось, на­пример, что слова походного кавалерийского марша «Гей, по дороге!» (на мелодию старинной казачьей «Эх, в Таганроге») сочинил красный командир А. Маринов, служивший в годы войны в Первой Конной армии

Непростая судьба выпала на долю знаменитой песни «По долинам и по взгорьям». В том соединении стихов и напева, в котором эта песня дошла до наших дней, она возникла не сразу. Лишь в конце 50-х годов было доказано, что автором ориги­нального текста является П. Парфенов. Слова песни он сочинил весной 1920 года на Дальнем Востоке, где служил начальником политотдела штаба главнокомандующего войсками Дальневосточной армии. Мелодия, на которую пелись эти слова в период гражданской войны, в нотах не зафиксирована. По мере распространения песни среди красноармейцев в ее текст вносились поправки и доработки. Родились и многочисленные варианты. С одним из них соединил собственную мелодию командир РККА И. Атуров.

В 1929 году эту мелодию услышал и записал от Атурова профессор А. Александров, за год до того организовавший Ансамбль красноармейской песни. В аранжировке А. Александрова и с текстом Парфенова (его отредактировал поэт С. Алымов) песня «По долинам и по взгорьям» («Дальневосточная партизанская») была впервые исполнена Ансамблем, после чего прочно вошла в репертуар прославленного коллектива, за­воевала признание и широкую известность у нас в стране и за рубежом.

 

 

Песни профессиональных авторов.

 

Советский поэт Демьян Бедный (1883—1945) — автор текста песни «Проводы»

На гребне массового песенного движения гражданской войны возникли первые песни профессиональных авторов.

В 1918 году поэт Демьян Бедный опубликовал свое стихотворение «Проводы» — о том, как молодой крестьянин — доброволец Красной Армии вразумляет свою несознательную родню, пытающуюся отговорить его от армейской службы. Стихотворение задумывалось в расчете на то, что его будут петь, о чем свидетельствует подзаголовок «Красноармейская песня». Автор стихов сам выбрал напев — народную украинскую шуточную песню «Ой, що там за шум учинився». Ее плясовой ритм органично сочетался с маршевым шагом, что придавало песне бое­вой задор и молодечество. Через несколько лет по прошествии гражданской войны композитор Д. Васильев-Буглай обработал народный напев и вынес песню «Проводы» на концертную эстраду.

Среди самых первых советских песен, созданных профессиональными авторами, — «Песня коммуны». Композитор A. Митюшин, прочитавший стихотворение поэта-правдиста B. Князева, был покорен такими яркими строчками: «Никогда, никогда коммунары не будут рабами».

Одна из любимейших песен гражданской войны — «Красная Армия всех сильней» — много лет считалась народной. В конце 50-х годов музыковед А. Шилов установил имена ее авторов. Ими оказались поэт П. Григорьев и композитор С. Покрасс.

Героический дух гражданской войны запечатлела песня «Мы красные кавалеристы» («Марш Буденного»). В первоисточнике ее авторами являются композитор Дм. Покрасс (младший брат C. Покрасса) и поэт А. Френкель (впоследствии известный под псевдонимом Д'Актиль). Однако оригинал песни не сохранился. Вот почему Дм. Покрасса и А. Френкеля называют родоначальниками окончательного варианта, сложившегося в результате длительного хождения песни в народе.

«Авиамарш» («Всё выше») композитор Ю. Хайт и поэт П. Герман написали в 1920 году, когда советская авиация еще только-только зарождалась. От большинства других песен периода гражданской войны «Авиамарш» отличается жизнерадостным мажорным характером. Это сочинение фактически является первым предвестником молодежных маршей 30-х годов.

Советский композитор Юлий (Илья) Абрамович Хайт (1897—1966)  

Принцип объединения маршевости с танцевальностью посредством острого синкопированного ритма, примененный здесь, обнаружил себя как благодатная основа для выразительных и своеоб­разных в жанровом отношении песенных мелодий. Кстати, именно синкопы послужили в свое время поводом для ожесто­ченных нападок на «Авиамарш». Так, например, представители РАПМ (Российская Ассоциация пролетарских музыкантов) клеймили эту песню как «завуалированный фокстрот». Иные критики утверждали, что характер «Авиамарша» чужд задачам борьбы с враждебными силами. Тем не менее популярность этой песни росла. В 1933 году приказом Реввоенсовета «Авиамарш» был объявлен маршем Военно-Воздушных Сил СССР.

 

 

 

Картина дня

наверх