Warner спешно выпустил несколько произведений украинского композитора Валентина Сильвестрова. «Снегири» — Шнитке, такого которого вроде бы никто не слышал, или слышал не так. А талантливые и мастеровитые русские джазмены издают себя сами, делая продукт мирового качества. Только давайте без шуток про «импортозамещение» и прочую банальщину!
Мировая музыка. А музыка — она мировая, что называется, по определению. Про современность — с привкусом вечности. Сейчас, конечно, по техническим причинам все больше камерных записей, совсем минималистичных по составу, или переизданий.
Но новинки появляются и их еще можно выловить
Valentin Silvestrov. Ivan Monighetti, Alexeï Lubimov. Trois Sonates Pour Piano, Sonate Pour Violoncelle Et Piano
84-летний живой классик, один из того крутейшего кружка советских авангардистов (Шнитке, Губайдуллина, Денисов — you name it) недавно покинул родину и переехал в Германию. А что: он хорошо известен на Западе, номинировался на Grammy…...
Далее об участниках проекта. Иван Монигетти — московский виолончелист-виртуоз, один из последних учеников Ростроповича, записывался с ним (Ростропович как дирижер). Алексей Любимов — пианист-виртуоз, пионер новой музыки и при этом профессор в области исторического исполнения, аутентист то бишь.
Знаете, музыка Сильвестрова — как облака при ветре: вроде что-то обрывчатое, быстрое такое, невесомое, с контрастной неба синевою… Совершенно уникальный мелодический дар и абсолютно какое-то свое ощущение формы. При этом никакого нарочитого «авангарда» с непременным «шоком». Короче, если вы еще не слышали произведений Валентина Сильвестрова — самое время начать сейчас, и прямо с этого альбома.
Pavel Skornyakov Quintet «Personal Storm»
Саксофонист Павел Скорняков не совсем чужой нашему порталу: несколько раз в обзорах упоминался как участник записей Натальи Скворцовой и Сергея Хутаса.
Это его второй сольный релиз. Первый вышел в 2018 на гамбургском лейбле Nagel-Heyer Records, этот он выпустил сам, и правильно, и молодец — издатели эти, возись с ними! Есть идеи, драйв, аудитория — все, больше ничего не надо. У него — есть.
Саксофонист Павел Скорняков не совсем чужой нашему порталу: несколько раз в обзорах упоминался как участник записей Натальи Скворцовой и Сергея Хутаса.
Это его второй сольный релиз. Первый вышел в 2018 на гамбургском лейбле Nagel-Heyer Records, этот он выпустил сам, и правильно, и молодец — издатели эти, возись с ними! Есть идеи, драйв, аудитория — все, больше ничего не надо. У него — есть.
Евгений Варавко (кларнет), Андрей Стукалов (фортепиано) «Фантазии для кларнета на темы итальянских опер»
Собственно, странный заголовок обзора намекает на этот альбом. Концепция, кратко: фантазии, попурри на темы итальянских опер. Хитовые мелодии, обработки, сделанные уже забытыми композиторами. Но обработки-то живы-здоровы, никуда не деваются!
Это — первый сольный альбом кларнетиста по имени Евгений Варавко (экс-солист известного камерного ансамбля Musica Viva). Сделан в очень современном формате альбом: дуэт, акустика, классика. Получив от «Мелодии» пресс-релиз, я испугался: а ну как будут напевы «Либьямо, либьямо» сплошное?
О, нет! Мотивы знакомые, напевные, романтично-драйвовые, но не избитые. Нет, начинается-то с хрестоматийного: «Кармен-фантазия» Пабло Сарасате (здесь в переложении современного французского кларнетиста Николя Бальдеру). Далее — обработки итальянских мелодий от немца Карла Бермана, итальянцев Луиджи Басси и Карло делла Джакомо, созданные этими забытыми композиторами полторы сотни лет назад. Звучит притом как будто вчера написано.
Но, я бы сказал, главное тут — не «диджей-сет», набор удачных мелодий и их соответствие друг другу, а все-таки мастерство самого Варавко, которое подкупает сразу. Буквально с первого такта: кларнет его звучит низко, тепло, как рычание нежное… Потом вступает фортепиано — начинается радостная дуэль или бег наперегонки. Вот правда: для радости музыка, для позитива.
«Три Степени Свободы. Музыка. Кино. СССР. Альфред Шнитке»
Первая часть большого просветительского проекта Олега Нестерова («Мегаполис») о феномене советской киномузыки. Которую, как мы помним, создавали гонимые авангардисты (см.верхнюю рецензию на Сильвестрова). Уникальная ситуация, действительно: композиторов-новаторов не пущают в концертные залы, притесняют всячески, но… легко пускают в совершенно коммерческую сферу, кино то бишь! Советский абсурд… Которому, мы, впрочем, обязаны тем, что миллионы людей слышали произведения этих странных композиторов, пусть и не зная имен-фамилий.
Итак, первая часть проекта — Шнитке. Его, казалось бы, играли и играют, и записывают. Но тут — оригинальные дорожки для кино, и издатель отмечает, что «подавляющее большинство этой музыки никогда и нигде не издавалось, это оригинальные звуковые дорожки из фильмов, найденные на киностудиях, в государственных и частных архивах. Ее не было в цифровом пространстве».
«Похождения зубного врача», «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» и другие — постмодернистские игры в деконструирование старинных стилей. Все эти приятно изломанные вальсики и менуэтики… Ух. Освежает восприятие. Страшно-притягательная «Агония». Все вместе — и без картинки! — воспринимается особенно остро. Да, и похвастаюсь: рецензию строчу, слушая эти записи на виниле. Заказал на краудфандинговой платформе зимой еще, оплатил, теперь вот дошло из-за границы, к счастью.
Свежие комментарии