В музыке много чудес, но главное ее чудо – это мелодия. Никто ещё не ответил на вопрос, как это так происходит, что из комбинации нескольких звуков и ритма в одном случае получается что-то совершенно заурядное, а в другом рождается нечто такое, что резонирует в душах миллионов людей?
Выразительная мелодия – это чётко сформулированная мысль, фактически афоризм из звуков.
Такой дар есть не у всех. Это такая же природная способность человека, как тонкий музыкальный слух, чувство ритма или музыкальная память. Только более сложная (основанная на интуитивном чувстве интонации) и редкая.Свои чемпионы мелодической красоты есть и в лёгком, и в серьезном жанрах. Но в классической музыке можно полюбоваться ещё и тем, как эти мелодии искусно вписаны в музыкальную фактуру, раскрашены всеми красками гармонии и тембра, и как начальная мысль получает развитие.
Далеко не все классики были наделены ярким мелодическим вдохновением. Бетховену, например, его самые выразительные темы давались с большим трудом.
Здесь те, для кого сочинять великолепные мелодии было так же естественно, как дышать. Этот список не может быть коротким, и есть подозрение, что он вообще получится бесконечным. Красоты в классической музыке очень много !
Иоганн Себастьян Бах
Во 18 веке мелодия ещё не была “царицей полей” в музыке. Точнее, категории мелодической красоты и выразительности были немного другими, отличными от сегодняшних.
В музыке того времени только у Баха можно найти настоящие россыпи прекрасных лирических мелодий, не теряющих своей свежести и в 21 веке. Никто кроме него не мог так искусно, “не отрывая пера от бумаги”, провести мелодическую линию совершенного рисунка с идеальным балансом чувства и смысла.
В знаменитой слёзной арии альта из “Страстей по Матфею” (“Erbarme dich” – “Смилуйся надо мной”) душа Петра мается смертной мукой раскаяния перед Христом.
Антонио Вивальди
Музыка Вивальди просто фонтанирует мелодическими красотами. Он знал элементарный но безотказный рецепт изготовления тем, способных усладить слух любого человека. Поэтому он был феерически популярен при жизни. Его триумф повторился в 20 веке, когда он был возрождён из глубокого забвения.
Ария Анастасия “Vedrò con mio diletto” из оперы “Il Giustino”.
“Когда я вижу мою любимую – свет очей моих – душа наполняется радостью! Но когда она далеко от меня, я не могу удержаться от вздохов и стенаний.”
Ничего нельзя возразить против простого обаяния мелодического дара Вивальди.
Вольфганг Амадей Моцарт
“Солнце” мировой музыки – Моцарт – был так щедро награждён Богом всяческими музыкальными талантами, в том числе и мелодическим даром, что выбрать какую-то одну лучшую или наиболее показательную тему совершенно не возможно. У него чудесно хороши даже маленькие обороты в заключениях разделов (это его фирменный приём). Но выбрать придётся.
Вот, например, знаменитая всепросветляющая и всех утешающая музыка второй части фортепианного концерта №21.
Фредерик Шопен
С началом романтизма (в 19 веке) мелодия стала главной сутью музыки. Романтики практически возвели её в культ и создали столько мелодической красоты, что до сих публика ничего другого (всякую там современную музыку!) и слышать не хочет.
Шопен не писал ни симфоний, ни опер, ни ораторий. Чтобы пленить всю Европу, ему хватило рояля, тонкого вкуса и мелодий изысканной красоты.
Его мелодические блиллианты разбросаны по всем фортепианным жанрам: прелюдиям, мазуркам, вальсам и даже этюдам. Но эпицентр мелодических красот – это, кончено, ноктюрны. Например, этот – меланхолически-прекрасный Ноктюрн си-бемоль минор, ор.9 №1.
БУДЕТ ПРООДОЛЖЕНИЕ ......
Свежие комментарии