Мировая индустрия переживает бум электронной музыки, в частности – этнотроники, то есть музыки, комбинирующей национальные гармонии с современным электронным саундом. Главным хабом электронщиков стал Ближний Восток – особенно Бейрут и Дубай. Вы узнаете о хедлайнерах нового, электронного Ближнего Востока – для тех, кто давно хотел причаститься к ближневосточной музыкальной культуре и избежать колониалистcких клише.
Если мы говорим об арабоязычной электронике, то «пациентом №1» стал отстраивающийся после войны Ливан, куда стали стягиваться независимые артисты. Очень быстро местная музыкальная сцена привлекла внимание европейской, а затем и мировой общественности и переросла статус «провинциальной диковинки». Первопроходцами стал дуэт Soapkills, а затем – группа Mashrou’ Leila.
Yasmine Hamdan - Ясмин Хамдан
Если вы недоумеваете, кто такая Ясмин Хамдан, то уже через секунду вспомните: ей мы обязаны лучшей сценой в фильме «Выживут только любовники» Джима Джармуша (Jim Jarmusch). Посетители кафе завороженно смотрят на девушку, исполняющую медленную, вводящую в транс композицию, внезапно переходящую в экстатический трек с энергичной ритм-секцией. Влекомые ритмом, они начинают двигаться ей в такт. Песня номинировалась на премию «Оскар».
Хамдан – как и будущий главный музыкальный продюсер Ближнего Востока Зейд Хамдан (Zeid Hamdan - они не родственники, просто однофамильцы) – родилась в 1976 году в Бейруте. Из-за начавшейся там в 1975 году гражданской войны ее семья постоянно меняла место жительства: в итоге они осели в Кувейте, откуда их вновь выгнала война – на этот раз в Персидском заливе. Вернувшись в 1990 году в Бейрут, они застали трагическое и впечатляющее зрелище: город, большая часть которого за 15 лет военных действий превратилась в руины, начинали наскоро отстраивать.
Как-то Ясмин пришла в ночной клуб, где уже под конец вечеринки диджей поставил песню египетской певицы сирийского происхождения Асмахан (Asmahan = 1912–1944) Ya Habibi Ta’ala («Любимый, приди ко мне»). Потрясенная, она следующим же утром пошла на местную «горбушку», чтобы найти и скупить все кассеты с классическими арабскими песнями, которые она там найдет. Она поняла, какую музыку хочет делать.
Где-то на другом конце города молодой музыкант Зейд Хамдан кутил с друзьями. Те показали ему фотографию симпатичной девушки. «Кто это?» – «Ее зовут Ясмин». – «Отведи меня к ней». Хамдан был уверен, что им надо познакомиться. При встрече он попросил Ясмин спеть что-нибудь. «Она тогда много курила, и голос был такой низковатый, хриплый, – вспоминает он, – то, что нужно»
С осени 1997 года их дуэт официально существует как Soapkills (название группы отсылает к «мыльной» стерильности нового Бейрута). В том же году выходит первый альбом Bater: традиционно арабские мелодии и вокал там сочетаются с трип-хопом (критики сразу начали сравнивать Soapkills с Portishead и Massive Attack). Однако гораздо более важные источники вдохновения музыкантов – это арабские классики 1930–1940-х: Умм Кульсум, Мохаммед Абдель Вахаб, Лейла Мурад (Umm Kulthum, Mohammed Abdel Wahab, Layla Murad).
Soapkills выпустили еще два альбома – Cheftak (2001) и Enta Fen (2005). В 2015 году вышел сборник The Best of Soapkills. Если вы только собираетесь ознакомиться с их творчеством, советую начать именно с него.
В 2005 году Ясмин и Зейд, такие ливанские «Гости из будущего», расстались. Ясмин перебралась во Францию и начала сольную карьеру, Зейд сфокусировался на проектах The New New Gouvernement и Zeid and the Wings (что-то типа «Курток Кобейна») и помимо этого продолжал продюсировать еще с десяток исполнителей и групп. Кстати, именно он отвечал за саундтрек к фильму Надин Лабаки «Капернаум» (тоже был номинирован на «Оскара»).
Хамдан никогда не пела откровенно протестных песен. Свое диссидентство она выражала через более сложные образы – например, эклектичный Бейрут, где роскошь сочетается с беднотой, а история – с халтурным и бутафорским воспроизведением разрушенного. Задолго до того, как политологи ввели термин «арабская весна», Ясмин спела: «Арабская весна пришла». От слияния с пафосом города, возрождающегося на руинах, посмотрите клмп на песню Lost, где Хамдан в свадебном платье ходит по залитому солнцем Бейруту, почти целиком состоящему из выгоревших домов-коробок, Ясмин перешла к описанию другого чувства – разочарования.
В клипе на песню Balad («Родина») ее героиня, устав от социальной несправедливости и повсеместной лжи, вбегает в студию главного телеканала и садится на место ведущей. «Я – беженка, я – жертва похищения. Я та, на которую плевать властям. Я лишняя. Меня предали. Я задыхаюсь в слезах, но никто не обращает внимания. Не надо винить меня в том, что мне не на что купить хлеб», – поет она в прямом эфире, глядя прямо в камеру.
ХАМДАН – ГОЛОС АРАБСКОЙ МЕЛАНХОЛИИ: ИСКРЕННЕЙ ЛЮБВИ К СВОЕЙ СТРАНЕ, ЗАГЛУШЕННОЙ БОЛЬЮ ОТ ОЩУЩЕНИЯ ПОСТОЯННОГО ОБМАНА.
Она описывакт Бейрут как «город-призрак», где христиане, марониты и мусульмане изображают счастливое и бесконфликтное сосуществование. На самом деле все не так, говорит она.
Альбом Al Jamilat («Красавицы»), который она выпустила в 2017 году, помимо высочайшего уровня продакшена любопытен еще и применением феминистской оптики. Заглавный трек Al Jamilat – стихотворение палестинского поэта-феминиста Махмуда Дарвиша (Mahmoud Darwish).
Судьба красавиц несчастливая.
Как у роз на поле, где произойдет битва.
Красавицы одиноки.
Как рабыни на побегушках у королевы.
Еще один совершенно выдающийся проект Ясмин Хамдан (совместно с французским музыкальным продюсером Mirwais (Мирвэ Ахмадзай), который курировал, например, альбом Мадонны American Life) – это пластинка Arabology. Обязательно послушайте его.
Yasmine Hamdan – Nediya
Yasmine Hamdan – Beirut
Yasmine Hamdan: NPR Music Tiny Desk Concert
Yasmine Hamdan – Café
Yasmine Hamdan - La Ba'den
47 soul
47 soul – палестино-иорданская группа, которая изобрела жанр shamstep. Shamstep – это слово, которое изобрели сами участники группы для описания жанра ближневосточной музыки, комбинирующего электронику и дабке (национальный танец стран Леванта, то есть Сирии, Палестины и Ливана). Все четыре участника на момент образования группы уже были самостоятельными артистами со своими проектами.
«Наша музыка – это поиск идентичности для нации, которая страдает от выученной беспомощности, которая несколько столетий находилась под колониальным игом», – говорит участник группы Валаа Сбэт (Valaa Sbet - перкуссия, вокал). Вокалист Тарек (Tarek) и гитарист Хамза Арнаут (Hamza Arnaut) познакомились, когда были соседями в Аммане. Их родители уехали из Палестины в 1948 году после так называемой Накбы (Катастрофы) – переселения палестинцев после Шестидневной войны. Валаа Сбэт родился и вырос в Хайфе, а Рамзи Сулейман (Z the People) – в Вашингтоне. Но всех их объединяет палестинская идентичность.
Долгое время 47 soul были «облачной» группой: музыканты сперва связались онлайн и отправляли друг другу аудиодорожки по электронной почте. В 2013 году они встретились в Иордании, чтобы порепетировать и отыграть свой первый концерт.
По-настоящему большой успех пришел к ним в Великобритании. В 2015 и 2016 годах 47 soul выступали на Glastonbury и только после этого добрались до Палестины (хотя одного из них все равно не пропустили на границе).
47 SOUL – ГОЛОС АРАБСКОЙ МОЛОДЕЖИ ПО ВСЕМУ МИРУ. В ИХ ВЫСОКООКТАНОВЫХ ТЕКСТАХ МОЖНО УСЛЫШАТЬ ЭХО ПАНАРАБСКОГО ДВИЖЕНИЯ 1950–1960-Х.
«Арабы, вы разделены границами, но это не должно мешать вам услышать друг друга», – призывают они.
Среди российских поклонников группы – гуру Борис Гребенщиков. Благодаря ему они в 2019 году выступили на фестивале «Части Света» в Юсуповском саду.
С чего начать знакомство с группой: с альбома Balfron Promise.
47SOUL – Gamar
47SOUL – Mo Light
47SOUL – Intro to Shamstep
47SOUL: NPR Music Tiny Desk Concert
Кого еще стоит послушать:
Acid Arab: два диджея из Парижа, которым снесло голову после поездки в Тунис. Миксуют все подряд – марокканское с джайпурским, но выходит отлично. Послушайте альбом Jdid 2019 года.
Omar Souleyman: сирийская суперзвезда. Сулейман, родившийся в 1966 году в деревне Телль Тамер на севере Сирии, начал карьеру, подрабатывая певцом на свадьбах. С 2011 года, когда началась гражданская война в Сирии, он живет в Турции. В 2019 году вышел альбом Shlon. Ну и еще, конечно, не пропустите его дуэт с Бьорк- Вjörk (Crystalline).
Maryam Saleh: египетская певица и сонграйтер, работающая в жанрах психоделический рок, эйсид-рок и трип-хоп. Послушайте ее прекрасный трек Nouh Al Hamam («Голубиная песнь»). Или как она исполняет кавер на песню Wahabt Omri Lel Amal Шейха Имама (известный египетский певец, композитор и виртуоз струнного инструмента уда; с ним тесно дружил отец Салех).
Свежие комментарии