Шугейз (shoegaze) родившийся в конце 80-х, популяризированный в начале 90-х, а затем возрожденный и расширенный в 2010-х годах
Почти забавно думать, насколько злыми были некоторые недоброжелатели shoegaze в начале 90-х: “Если отбросить ”Sing", я бы скорее утонул, захлебнувшись в ванне, полной овсянки, чем когда-либо слушал это снова", - сказал автор Melody Maker, влиятельного в то время британского музыкального издания, об оригинальном альбоме Slowdive 1993 года "Souvlaki." (Сувлаки) . Это был стиль дрим-поп, который был столь же резким, сколь и успокаивающим, который показывал, что грань между грустью и блаженством стала тоньше, чем когда-либо.
Но после того, как британская пресса назвала шугейз “Сценой, прославляющей саму себя”, возникло мнение, что шугейз - это по своей сути эгоистичный, недоступный вид искусства, который барахтается ради барахтанья и скоро выгорит, как и другие направления.В каком-то смысле они были правы. Ажиотаж вокруг shoegazers — название, данное группам с этим специфическим, неземным звуковым стилем, которые проводили время на сцене, управляя своими педалбордами, вместо того чтобы общаться с аудиторией, — начал спадать в середине 90-х после подъема брит-попа и гранжа. Тем временем пионеры shoegaze My Bloody Valentine объявили о завершении карьеры, Slowdive переключили передачу на экспериментального (и в основном подготовленного) Pygmalion, а Lush с соответствующим названием вообще отказались от жанра. К 1998 году shoegaze превратился всего лишь в юношеское воспоминание.
Но, как показала нам история, мусор одного поколения может стать сокровищем другого. Основы шугейза — громкие, размытые гитары, тонкий вокал, звукоизвлечение в стиле "стена звука" и приятные для стоунеров поп-мелодии - были усвоены новыми классами музыкантов на протяжении последующих десятилетий. В течение 2000-х годов Shoegaze начали предпринимать небольшие попытки возрождения от таких компаний, как M83, The Radio Dept. и My Vitriol. А когда наступила эра стриминга My Bloody Valentine и Slowdive успешно воссоединились в течение 2010-х, интерес к жанру взлетел до небес.
Теперь shoegaze любим Gen Z, он часто появляется на TikTok и вдохновляет молодых, подающих надежды музыкантов. Поскольку жанры смешиваются быстрее, чем когда—либо прежде, шугейз не просто имитируется - он расширяется. В то время как эмо-группы в 2000-х годах не стали бы использовать педали реверберации, ассоциирующиеся с шугейзом, сейчас они, безусловно, это делают; тем временем блэк-метал-группы Deafheaven и Alcest помогли популяризировать основы шугейза в рамках презентации хэви-метала.
Примерно с 2012 года и по сегодняшний день shoegaze превратился из своего истока в угрюмых британских подвалах в глобальное явление.
Сейчас ознакомьтесь с руководством по 10 самым важным трекам shoegaze revival
Basement — “Covet” — Colourmeinkindness (2012)
Шугейз - это экспрессивный поджанр, и стены из пуха, тщательная проработка тонов и размытый вокал всегда вызывали чувство всепоглощающей меланхолии. Так что это был только вопрос времени, когда кто-нибудь усилит тоску, станет немного агрессивнее с подачей и посыплет немного хардкорного / эмо-гарнира поверх мороженого shoegaze. От "Баланса и самообладания" (Balance and Composure) до "Гражданина" (Citizen) и "титульного боя" (Title Fight), группы все чаще избавлялись от своих эмоциональных потрясений с помощью целительной природы прочной педальной доски.
“Covet” группы Basement является одним из лучших и наиболее непосредственных примеров этого стилистического кроссовера — настолько, что песня обрела второе дыхание на TikTok спустя десять лет после своего первоначального релиза. Азы мелодии просты; это проверенная временем последовательность аккордов (цитата), а динамическая структура "тихо-громко-тихо" была выигрышной формулой еще до Nevermind. Basement знают об этом и впоследствии используют эти инструменты для создания песни, которая была бы эмоционально насыщенной, стилистически интересной и чертовски запоминающейся. Это идеальная поп—мелодия, идеальная эмо—мелодия и - да - идеальная мелодия для шугейза.
My Bloody Valentine — “only tomorrow”— m b v (2013)
Третий альбом My Bloody Valentine, выход которого часто откладывался, стал откровением сразу после выхода. После первого воссоединения группы в 2008 году шумиха нарастала, и, учитывая перфекционистское отношение лидера группы Кевина Шилдса (Kevin Shields), было легко предположить, что их каталог будет жить и умрет от Loveless, а их дебют - это ничего. И все же mbv является еще одной уникальной, глубоко запоминающейся работой ирландско-английского квартета. С таким количеством мечтательных, неотразимых джемов трудно выделить главное предложение от m b v, но его центральным элементом должно стать “только завтра”.
В то время как “Loveless” был запутан в густой звуковой паутине, "only tomorrow" находит десятки мелких моментов, чтобы передать ясность решающего гитарного аккорда и нарастающие визги, которые усиливают эмоции песни. “only tomorrow” не только прямо—таки гипнотизирует, в нем My Bloody Valentine представлены как мастера продвижения идей 20-летней давности - в глубине души они, должно быть, знали, что мир не закончил с My Bloody Valentine, и, к счастью, они тоже не закончили.
Pity Sex — “Wind Up” — Feast of Love (2013)
Подобно тому, как тона shoegaze успешно соблазняли эмо-ориентированные группы, секта инди- и альтернативных рок-исполнителей в конечном итоге по уши влюбилась в обширную, игривую звуковую палитру жанра. Черпая поп-ноты у таких исполнителей, как Cocteau Twins, и экспериментальное вдохновение у таких пластинок, как velocity : design : comfort., группы начали находить новые способы сочетать сладко спетые мелодии с шумными, сокрушительными, но в то же время приятными инструментами.
Такие группы, как Ovlov, Stove и Pity Sex, проводили свою жанровую алхимию, обращаясь к гитарным богам прошлого инди (Built to Spill, Dinosaur Jr.), в результате чего появились горы перегруженных гитар, драйвовый бас и липкие мелодичные хуки. “Wind Up” демонстрирует именно это, с его стремительным темпом, сдержанным ведущим вокалом и тяжелым гитарным соло. Она одновременно сладкая, как конфета, и тяжелая, как камень — противоречие, которым мы просто не можем насытиться.
Title Fight — “Chlorine” — Hyperview (2015)
До своего альбома 2015 года Hyperview, Title Fight были группой, принадлежащей к общей хардкорной сцене, которая проводила лето, отрываясь на сценах Warped Tour. Но Hyperview изменил все для Title Fight настолько, что он стал их последним альбомом. Это было замечательное сочетание шугейза с добавленной тоской мощью их предыдущих эмо-работ, создающее вихревой, активный звук.
“Chlore”, первый сингл с альбома, представляет собой драматический сдвиг группы в сторону более мягкой, размытой динамики. В то время как эмоции, которые движут “Chlore”, очевидны в напряженных гитарах и структурных переключениях, вокал Неда Рассина (Ned Russin) немного отстраненный и безропотный. Это чувство смирения является ключевым; Shoegaze работает лучше всего, когда создает дистанцию между внутренней эмоциональной жизнью и внешним проявлением этих чувств, как будто единственный способ справиться с болью - это мягко оцепенеть. “Chlor”, Hyperview и разносторонний продюсер альбома Уилл Йип (Will Yip) продолжат оказывать влияние на новое поколение эмо- и хардкорных исполнителей, которые придерживаются такого рода туманной дистанции, от dream pop pivot от Turnup до переосмысления shoegaze от Hundredth.
Slowdive – “Star Roving” – Slowdive (2017)
Редко первый сингл группы за последние 22 года был таким освежающим. После хвалебного воссоединения в 2014 году Slowdive вновь появились в январе 2017 года с “Star Roving”, ведущим синглом их потрясающего одноименного четвертого альбома. Если название песни наводит на мысль о “космическом путешествии”, то вы правы — “Star Roving” - это психоделический порыв, при котором кажется, что вы попали в центр вспышки сверхновой. Но при всей абстрактной, неземной энергии, наполняющей “Star Roving”, в нем все еще безошибочно ощущается что-то реальное и приземленное.
Это заметно по волнующим гитарам, которые переплетаются так соблазнительно, что, когда Нил Холстед (Neil Halstead) опускает основной рифф песни на октаву ниже в середине фразы, создается впечатление, что вы упали с высоты трех этажей и приземлились на кровать из теплых одеял. Это также в гармонизированном вокале Холстеда и Рэйчел Госвелл (Halstead and Rachel Goswell), который Госвелл затем использует в финальном куплете, чтобы создать завораживающий, гипнотический эффект. В то время как Slowdive и shoegaze в целом часто описываются как пропитанные грустью, “Star Roving” сияет яркостью. Это дофаминовая классика современного шугейза, и она позиционирует воссоединенный Slowdive как феномен прошлого и настоящего
Wolf Alice – “Heavenward” – Visions of a Life (2017)
Чтобы увидеть, насколько жизнеспособным стал shoegaze в 2017 году, посмотрите “Heavenward” Вулфа Элис (Wolf Alice), вступительную песню со второго альбома британского квартета "Visions of a Life", удостоенного премии Mercury Prize. Когда Wolf Alice впервые появились, их называли возрожденцами альт-рока 90-х, склоняющимися к нечетким гитарам под неземным вокалом. Они раскрывают свой максимальный потенциал в “Heavenward”, который является не чем иным, как ангельским.
Вокалистка Элли Роуселл (Ellie Rowsell) точно не скорбит о потере друга, она излучает свой дух; группа продолжает обретать мерцающие, электризующие формы, позволяя песне сжиматься и расширяться по мере перехода от аккорда к аккорду. Хотя это не принесло такого оглушительного успеха, как предыдущий альбом “Moaning Lisa Smile” или сингл группы Visions “Don't Delete the Kisses”, тем не менее, это похоже на заявление группы, на плечи которой в тот момент ложилось значительное давление, чтобы стать следующей великий британский рок-исполнитель. “Heavenward” - это клятва Wolf Alice оставаться верными своим вкусам и свидетельство их способности создавать чарующие, блаженные звуки всякий раз, когда это необходимо
Sasami – “Callous” – SASAMI (2019)
Немногие поджанры могут передать пресыщенную тоску так, как это делает shoegaze; My Bloody Valentine выбрал название "Лишенный любви" (Loveless) не просто так. И хотя Сасами Эшворт (Sasami Ashworth) заявила о себе как о выдающейся художнице, даже она время от времени позволяла этим приступам душевной боли затуманивать ее личность. “Я потеряла свои мозоли из-за тебя, а ты даже не подумал спросить меня, как прошел мой день”, - воркует она какому-то неудачнику в своем дебютном сольном сингле “Callous”, напоминающем как насыщенную атмосферу вещания, так и мелодичный шум Sweet Trip.
Мозоль является свидетельством повторяющихся физических нагрузок – будь то физический труд, занятия спортом или бренчание на гитаре (предпочтительно громкой, с усилением педалей) - и часто полезна для уменьшения боли. Как говорит Эшворт, потеря мозолей - это показатель потери самой себя. Но черствым она могла бы назвать этого человека, которому в ответ на нее насрать, который заставляет ее чувствовать себя ничтожеством, который попадает прямо в центр ее боли. Однако личность Эшворт не полностью утрачена, поскольку она, по-видимому, подпитывает свою самоуверенность взрывом синтезаторов, рожков и яркой перкуссии. В конце концов, нужно быть довольно толстокожим, чтобы уйти от кого-то, кто забрал часть тебя.
Weatherday – “Come In” – Come In (2019)
К 2019 году инди-рок прочно и полностью подружился с shoegaze. Pity Sex и Ovlov стали популярными в определенных кругах андеграунда, и по мере того, как все больше и больше художников начинали самостоятельно создавать свои работы, не выходя из спальни, использование shoegaze fuzz и noise оказалось столь же практичным, сколь и модным. Записывать на бюджетном оборудовании и самостоятельно заниматься процессом микширования / мастеринга гораздо проще, когда предполагается, что результат будет немного неровным по краям.
Присоединяйтесь к новой волне молодых инди-исполнителей, самостоятельно публикующих свою музыку и расширяющих свою аудиторию с помощью различных музыкальных форумов. С тремя ударами в дверь и приглашением “заходить” Weatherday, в частности, стали героями DIY для группы молодых, увлеченных онлайн—музыкой фанатов - и не без оснований. “Come In” сразу же становится волнующим, с толстым слоем сжатого пуха, покрывающего все - от грохочущих барабанов до завывающей соло-гитары и грубого вокала. Будь то shoegaze via intention или shoegaze via necessity (или, скорее всего, смесь того и другого), это звук, который современный андеграунд полностью воспринял — как видно из недавних релизов таких групп, как Computerwife, Asian Glow или Hotline TNT — и слава богу за это
Parannoul — “”아름다운 세상 (Beautiful World)” — To See the Next Part of the Dream (2021)
По самой своей природе шугейзинг выгоден неприметностью, независимо от того, сбивают ли ваши слова с толку ревущие гитары или вы идете по пути Cocteau Twins и создаете слова полностью самостоятельно. Может быть, именно поэтому Паранноул, анонимный самопровозглашенный неудачник, ставший безудержно успешным участником Bandcamp, так сильно полагается на этот поджанр. В примечаниях к своему альбому 2021 года "To See to the Next Part of the Dream" он сетует, что эти мечты – о достижении славы рок—звезды, о художественном совершенстве, о том, чтобы просто хоть раз почувствовать себя хорошо - неосуществимы.
Избегая стереотипов Reddit, Параннулль работает со своими так называемыми слабостями, а не против них, особенно в дебютном альбоме “아름다운 세상 (Beautiful World)”. Он говорит, что он не мастер игры на гитаре и что у него “чертовски ужасный” певческий голос, поэтому он искажает и то, и другое до забвения, украшает их синтезаторами и перемежает головокружительными барабанами, пока эти мелочи не перестают иметь значение. Может быть, Паранноул никогда не совершит турне по миру – может быть, мы даже никогда не узнаем его настоящего имени, – но, эй, застенчивым детям тоже нужна сцена.
Wednesday — “Bull Believer” — Rat Saw God (2023)
"Среда" в Эшвилле, Северная Каролина, — совместный проект Consequence в апреле 2023 года — относится к новейшему классу любителей обуви, которые выводят жанр на еще более стилизованную территорию. Их альбом 2023 года Rat Saw God - это экспансивная, вызывающая воспоминания рок-пластинка, наполненная нечеткими, жареными по-южному риффами и звуком, который затухает и разрушается в реальном времени. “Bull Believer”, жгучая, состоящая из нескольких частей центральная композиция альбома, насыщена насыщенными переходами и мимолетными моментами ясности, прежде чем превратиться в медленно разгорающийся плотский срыв.
Это песня, в которой покой и агония взаимозаменяемы, где мерцающие гитарные риффы трактуются с тем же акцентом, что и интуитивная обратная связь. В то время как Wednesday получили относительно новый ярлык “countrygaze”, “Bull Believer” является примером того, как прошлое и будущее shoegaze превращаются в один беспорядочный, очищающий фейерверк. Когда вокалистка Карли Харцман (Karly Hartzman) поднимается над стеной сокрушительного шума, чтобы выкрикнуть “прикончи его!” в последней трети песни, непосредственность их написания проявляется в полной мере, превращая одурманивающие размышления ранних частей песни в освобождающий кошмар.
Свежие комментарии