Продолжаем знакомиться с яркой точкой в мире Джаза - Норвегией ......... начало здесь часть 2 здесь ,
SKRIM - «The Crooked Path»
Лейбл Hubro заявил о себе в начале 2010-х годов и быстро обрел заслуженный авторитет. Он сделал упор на прогрессивные веяния импровизационной (а иногда и академической) музыки, разработал собственную звуковую и визуальную эстетику, в которой находится немало места для иронии — чем стал выгодно выделяться на фоне чересчур серьезных импров-лейблов. Словом, молодому и энергичному предприятию удалось создать достойную альтернативу «забронзовевшему» ECM и повернувшемуся к мейнстриму Rune Grammofon.
SKRIM — один из новых проектов, вышедших из творческой лаборатории Hubro. Люди в нем собрались без малого выдающиеся: клавишник Мортен Квенильд (Morten Quenild экс-Shining, Susanna and the Magical Orchestra), барабанщик Гард Нильссен (Gard Nilssen - Bushman’s Revenge, Puma), еще один клавишник Столле Сторлёккен (Stolle Storlökken - Supersilent, Motorpsycho) и гитарист Стиан Вестерхус (Stian Westerhuis - Puma, Pale Horses). От такого состава захватывает дыхание, и дебютный альбом «The Crooked Path» оправдывает высокие ожидания. Группа легко переходит от электроакустической импровизации к жесткому фри-року, от оммажей ранней футуристической электронике к музыке в духе восьмибитных приставок, от тишины к шуму и обратно. Музыканты не просто выдают множество звуков с диковинными тембрами, но и складывают их в увлекательное повествование. К тому же в этой музыке чувствуются юмор и самоирония, а еще под нее, должно быть, можно хорошенько повеселиться на концерте. «The Crooked Path» — один из сильнейших релизов Hubro за последнее время. Учитывая, что проходных работ лейбл практически не выпускает, это многое говорит о его уровне.
Frode Haltli - «Avant Folk II»
Норвежские джазовые музыканты выражают свою идентичность не только в специфическом «морозном» звучании, но и с помощью более традиционного способа: обращения к корневой музыке. Примеров не счесть: Нильс Экланд, Синикка Лангеланд, Трюгве Сейм (Nils Ekland, Sinikka Langeland, Trygve Sejm), а также уже упоминавшиеся Арве Хенриксен и Терье Исунгсет (Arve Henriksen and Terje Isungset) навели немало мостов между фолком и современной импровизацией. Одним из главных представителей фолк-джаза сегодня также является аккордеонист Фроде Хальтли (Frode Haltley). Его дебютный альбом «Looking on Darkness» вышел сразу на ECM, причем на нем аккордеонист исполнял музыку современных академических композиторов. В 2010-е годы Фроде перебрался на Hubro, где объединил усилия с молодым фиддлером (то есть исполнителем на народной скрипке) Эрлендом Апнесетом (Erlend Apnesset) — вместе они ищут точки пересечения народной музыки, джазовой композиции и импровизации.
«Avant Folk» — не просто их совместный альбом, но целый проект-группа с музыкантами из джазовой и фолковой области, дебютировавший в 2018-м. А в 2021-м вышел второй полноформатник — четыре продолжительные композиции, написанные Хальтли; вдохновляясь корневой музыкой, он всё же предпочитает сочинять собственную. Пляски под фиддл и аккордеон здесь соседствуют со свободной импровизацией, протяжные баллады — с эмбиентом и нордическим джазом, а под конец даже звучит примоченное рокерское гитарное соло. С народным наследием музыканты обращаются весьма свободно, но в этом и есть прелесть записи. Хальтли и Avant Folk собирают разные элементы норвежской музыкальной идентичности, проявляя отличный вкус: их музыка совсем не похожа на попытку осовременить народные мотивы — она звучит так, будто из этих мотивов во многом состоит современный джаз и импров. Впрочем, судя по тому, насколько часто фолковые нотки проскальзывают в релизах Hubro и других норвежских записях, слово «будто» в предыдущем предложении лишнее — для этой сцены они и есть неотъемлемая часть
Bendik Giske - «Cracks»
и
Pavel Milyakov & Bendik Giske - «Pavel Milyakov & Bendik Giske»
Саксофонист Бендик Гиске (Bendik Giske) в последние годы стремительно набирает популярность, выходящую далеко за пределы любителей джаза. Стиль Гиске — импровизации на основе коротких закольцованных паттернов, сыгранных вживую без использования лупера; это музыка на стыке импрова и репетитивного минимализма. Важную роль в ней играет квир-составляющая: визуально она проявляется в облике музыканта, обложках альбомов, названиях композиций и элементах перформанса на выступлениях. Аудиально — в подчеркивании телесности звукоизвлечения: дыхание саксофониста, щелчки по клавишам инструмента и прочие побочные звуки выводятся в микс наравне с музыкальной составляющей.
Появление такого музыканта оказалось действительно интересным событием, но дальше начались и вопросы. Например, кому-то его творчество напомнило работы Колина Стетсона (Colin Stetson), хотя в данном случае правильнее говорить о развитии идей, а не об эпигонстве. Более серьезная проблема в том, что записи самого Бендика не так-то просто отличить друг от друга: новый альбом «Cracks» звучит практически как близнец предыдущего «Surrender». Гиске не спешит заглядывать за довольно строго заданные рамки, и если тот же Мольвер может компенсировать консерватизм своего звучания богатством аранжировок, мелодизмом и партиями приглашенных музыкантов, то скупой минимализм Бендика не дает особой свободы для вариаций. И еще один-два альбома в таком же духе вполне могут окончательно исчерпать потенциал его метода.
В то же время Гиске очень ярко проявляет себя в сотрудничестве с другими музыкантами. Так, он вошел в состав концертной группы итальянской электронщицы Катерины Барбьери (Catherine Barbieri). Другой хороший пример — совместный EP с российским продюсером Павлом Миляковым (Buttechno). Деликатное вмешательство электроники Милякова помогло открыть новые грани в импровизациях Гиске, а стиль саксофониста остался таким же узнаваемым. Быть может, именно через коллаборации пролегает путь, который выведет музыканта на новый творческий уровень.
Karoline Wallace - «Stiklinger»
В Норвегии существует сильная арт-поп-сцена, которая имеет некоторое отношение к теме нашего разговора. Такие вокалистки, как Анья Гарбарек, Сюзанна Валлумрёд, Енню Вал, Сусанне Суннфёр и Ханне Хюккельберг (Anya Garbarek, Susanna Vallumred, Ennyu Val, Susanne Sunnfer and Hanne Hückelberg), нередко привлекают музыкантов из джазовой и импровизационной среды к работе над своими записями и приглашают их в свои концертные группы. Те, в свою очередь, зовут их в собственные проекты. Это идет на пользу обеим сторонам: норвежский инди-поп благодаря такому подходу вышел на совершенно новый уровень, а джазовые музыканты получают дополнительное внимание публики.
Каролина Уоллес (Caroline Wallace), казалось бы, к поп-музыке не имеет отношения: это вокалистка-импровизатор из джазовой среды, а также композитор из среды академической. Ее альбом «Stiklinger» тоже проходит по ведомству фри-джаза. Вот только вокальный тембр, интонации и мелодические ходы в нем порой вызывают ассоциации с упомянутыми исполнительницами, а в музыке встречаются довольно прямолинейные мелодические хуки. К тому же это очень добрый и уютный альбом (настолько, насколько фри-джаз вообще может быть уютным). Музыка посвящена дедушке и бабушке Каролины: местами в нее вплетаются пленочные записи их голосов, а прослушивание пробуждает теплые воспоминания о детстве. Таких теплых записей в импровизационной музыке мало — перед нами пример фри-джаза, который не погряз в элитизме и обратился к поп-чувственности с максимальной пользой для себя.
Свежие комментарии