На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Все о Музыке

4 997 подписчиков

Ай, ромалэ, ай, чявалэ!

Константин Маковский. Портрет цыганки.

Если мы попробуем отсортировать романсы по принципу “русские” и “цыганские”, то у нас ничего не получится. Потому что цыганский романс – это и есть русский романс, только адаптированный к цыганской манере.

То есть исторически произошло как бы перекрёстное опыление: сначала цыгане стали петь русские народные песни и романсы в своей манере, а потом уже русские композиторы стали имитировать цыганский стиль в своих романсах. Это стало модно.

В Москве и Питере было много цыганских хоров. Их держали в своих загородных имениях частные лица, они пели в трактирах и кабаках, принимали гостей у себя в таборе или на квартирах (хоровые цыгане неплохо зарабатывали). Там были свои звёзды – Тани, Стеши, Оли, Вали – “египетские девы”, как писал о них Пушкин. Вообще русский дворянский кутёж был немыслим без цыганского пения.

С него началась русская эстрадная музыка. Это произошло в том момент, когда эти хоры стали обслуживать большие рестораны, к примеру, подмосковный “Яръ”, где пел хор цыган Соколовых. При них уже работали аранжировщики, которые пополняли репертуар новыми песнями, приспосабливая известные мелодии к подходящим текстам.

Кстати, цыганки были одеты не в таборные юбки, а в туалеты по моде того времени.

Московский цыганский хор 60-х годов 19 века.

Поскольку в первой половине 19 века века приличные женщины рестораны не посещали, цыганские песни, пляски и романсы были строго мужским развлечением, острой закуской к еде и выпивке.

Но постепенно они вышли из ресторанной резервации. Стали издаваться нотные сборники для любителей пения, эти романсы стали исполняться на концертной эстраде. Все русские эстрадные исполнители (включая, прости господи, Баскова с Киркоровым) всегда пели цыганские романсы.

Результат таков, что к настоящему моменту мы знаем гораздо меньше своих родных русских народных песен, чем цыганских романсов (хоть они и русские по сути).

Вот пять из них, самых популярных.

1. “Очи чёрные”.

Обратите внимание на национальную идентичность этого романса. Его слова написаны украинцем (Евгений Гребёнка), мелодия взята из вальса обрусевшего немца (Флориан Герман), а соединил их в единое целое Софус Гердаль, который явно ни цыганом, ни русским не был тоже. (он был “арт менеджером” ресторана “Яръ”, то есть отвечал за репертуарную часть цыганского хора).

Но в итоге вышло так, что для любого иностранца “Очи чёрные” – это самый, что ни на есть, русский романс, который хорошо сочетается с другими атрибутами русского стиля: балалайкой, водкой и перестройкой (особенно с водкой).

А для нас это как раз романс цыганский, особенно после того, как его перепел Николай Сличенко в своей пронзительной манере.

Широко популярным на Западе его сделал Фёдор Шаляпин. В его исполнении практически нет цыганской манеры. Кстати, тут и балалайки есть.

 

2. “Милая, ты услышь меня”.

Автор этого романса – аранжировщик Софус Гердаль поступил так же, как и в предыдущем случае (“Очи чёрные”): он взял тему из популярного французского вальса (автор Эмиль Вальдтейфель) и соединил его с текстом, который, возможно, написал сам. Так получился один из главных хитов цыганского хора “Яра”.

Фрагмент из фильма “Анна на шее” с Жаровым и Ларионовой. Цыгане настоящие, и вообще картинка с натуры.

 

3. “Не покидай меня, мой милый” (“Не уезжай ты, мой голубчик”)

Очень душевный и всеми любимый романс с вальсовым припевом.

Автором слов и музыки везде значится Николай Пашков, но это не так. Именно этого романса Пашков не писал. Его авторы неизвестны. Сочинён он был уже в конце 19 или начале 20 века.

Ляля Черная в академической цыганской манере, без излишеств.

 

4. “Дорогой длинною”

Этот популярнейший романс написали в год смерти Ленина Борис Фомин (музыка) и Константин Подревский (стихи). Тоже не цыгане, но цыганский принцип медленного “выхода” и зажигательного припева соблюли точно.

Три популярных тенора (Доминго, Кареррас и Паваротти) поют этот русский хит очень старательно, но совершенно очевидно, что в цыганском романсе они ничего не понимают. Это им не опера)

 

5. “Ехали цыгане”

Это тот самый, известный всем, романс (или, скорее, песня) где “загулял, загулял парнишка молодой, да в красной рубашоночке”. Его когда-то душераздирающе пел герой Евгения Киндинова голосом Градского в “Романсе о влюблённых”. Авторы неизвестны.

Следующий ролик для тех, кто не провёл для себя линию между цыганским и цыганщиной. Лида Гулеско – легендарная парижская певица показывает высший класс аутентичного и виртуозного цыганского вокала. Практически цыганская Эдит Пиаф.

 

Ещё на цыганскую тему вдогонку к посту  : 

Три цыганские звезды, оставившие яркий след в рок-н-ролле, джазе и фортепианной музыке

1. Маришка Вереш – звезда рок-н-ролла

Кто не знает бессмертную песню “Шизгаре”(“Venus”) голландской группы Shocking Blue? Её спела венгерская цыганка по отцу Маришка Вереш.

Кстати, это не оригинальная песня Shocking Blue. За несколько лет до этого её пело трио The Big 3 с другими словами. Но такого эффекта, как Shocking Blue, они не добились. Конечно, всё дело в Маришке. Тембр её голоса вступал в какой-то мистический резонанс с музыкой и ритмом.

Маришка умерла в 2006 году от рака. Она спела ещё несколько успешных песен, но так и осталась звездой “Шизгаре”.

 

2. Жан (Джанго) Райнхардт – звезда цыганского джаза.

Этот талантливый парень из семьи кочевых бельгийских цыган основал новый стиль в джазе ещё до Второй мировой войны (кстати, он вообще первый из европейских музыкантов повлиял на развитие американского джаза). Стиль называется “джаз-мануш” (мануш – это название франкоязычных цыган). Он основан на звучании главных цыганских инструментов – гитары и скрипки. Некоторые композиции Райхарда стали джазовыми стандартами.

Его биография заслуживает байопика серий на двадцать.

Жил в таборе, с детства зарабатывал игрой на банджо и скрипке. В 18 лет едва не погиб в загоревшейся кибитке и остался инвалидом с покалеченной ногой и двумя парализованными пальцами на левой руке. Не знал нот, не умел читать и писать.

С такими, прямо скажем – минусовыми исходными данными он стал виртуозом-гитаристом и основал своё (цыганское) направление в джазе.

Во время Второй мировой он чудом уцелел в оккупированной нацистами Франции (в условиях геноцида цыган).

Джанго – самородок и настоящий герой цыганского народа.

Вот одна из его композиций. На гитарном грифе он играет всего двумя пальцами.

 

3. Дьёрдь Циффра – звезда фортепиано.

Циффра – легендарный пианист-виртуоз, один из крупнейших в 20 веке.

Он, как и Рейнхардт, он поднялся с самого дна и прошёл жестокую школу жизни, прежде чем достичь мирового успеха.

Родился в очень бедной семье венгерских цыган, зарабатывавших на жизнь музыкой. Работал с пяти лет: ездил по Венгрии с цирком-шапито, удивляя публику тем, что моментально подбирал на фортепиано любую напетую мелодию и тут же сочинял импровизацию на неё. Потерял отца и сестру – они умерли от голода.

В 9 лет за совершенно выдающиеся способности его берут в Будапештскую академию музыки. Он занимается у ученика Листа, а ночами играет в ресторанах, чтобы прокормить себя и близких.

Потом война и несколько лет на фронте, советский плен, возвращение в Венгрию, тюремный срок по политическим мотивам, искалеченные адским трудом и побоями руки.

После освобождения он долго восстанавливал подвижность пальцев, и впоследствии всегда носил на правой руке плотный кожаный браслет, поддерживавший травмированные связки кисти.

В конце 50-х , в возрасте 35 лет он бежал с семьёй в во Францию через Вену, где, наконец, смог развернуть свою блестящую карьеру.

Дьёрдь прославился своей фантастической фортепианной техникой и манерой вносить своё в авторские тексты, как это было принято в 19 веке.

Он сделал много виртуозных обработок симфонической музыки (“Танец с саблями” Хачатуряна, “Полёт шмеля” Римского-Корсакова), которые сегодня мало кто может сыграть.

К сожалению, эта репутация фортепианного “трюкача” заслонила его глубокую музыкальную натуру. А между тем он очень неординарно и интересно играл Бетховена, Шопена, Чайковского и Рамо.

Во всё он вносил свой страстный цыганский дух, даже эту маленькую скромную сонату Скарлатти он играет очень ярко.

Картина дня

наверх