От знойных испанских звуков концерта в Аранхуэсе до современных адаптаций лютневой музыки XVII века – некоторые из величайших произведений классической музыки звучат на гитаре совершенно потрясающе.
1. Аранхуэсский концерт испанского композитора Хоакина Родриго
«Аранхуэсский концерт» – это довольно типичный инструментальный концерт в трёх частях. Композитор сделал так, чтобы солирующая гитара ни разу не выступает на фоне всего оркестра. Это позволило обойти проблему тихого звучания гитары со звучанием симфонического оркестра. Произведение Родриго закрепило за ним репутацию одного из самых выдающихся испанских композиторов XX в.
2. Концерт для гитары и струнных ре мажор Антонио Вивальди
Этот удивительно игривый концерт в стиле барокко изначально был написан для лютни, но современная переложение для классической гитары просто очаровательно. Хотя Вивальди провел большую часть своей жизни в Венеции, этот концерт относится к периоду его кругосветных путешествий. Произведение было написано в Богемии, хотя три ее короткие части так и не были опубликованы при его жизни.
3. Пять багателей Уильяма Уолтона
Ни в коем случае не простая в освоении пьеса, технически дьявольская “Пять багателей” Уолтона (1971) представляет собой минное поле причудливых ритмов. К 1970–м годам классическая гитара пользовалась огромной популярностью, но отсутствие испанских/ латиноамериканских ассоциаций в произведении означало, что она так и не заняла большого места в гитарном репертуаре XX-го века.
Однако, прислушайтесь внимательно, и вы увидите, что “Вещицы”, с их неуправляемыми гармониями и тональностью, задумчивы, имеют прекрасную форму – и это может быть просто классическая гитарная музыка в лучшем ее проявлении. Чтобы сыграть такое произведение нужны качественные акустические гитары.
4. Либертанго композитора Астора Пьяццоллы
Записанное и изданное в 1974 году в Милане, это знойное танго знаменует собой смену стиля композитора Астора Пьяццоллы с классического танго на новое танго (танго нуэво). Пикантные ритмы и дьявольская мелодия удерживают это танго на переднем крае современного танго, с бесчисленными блестящими интерпретациями для изучения. В оригинальной партитуре даже присутствует аккордеон, добавляющий музыке фольклорный элемент.
5. Воспоминания об Альгамбре – Таррега Франсиско
Произведение от испанского классического гитариста и композитора, одного из основоположников современного исполнительства на этом инструменте. Несмотря на кажущуюся простоту своей чарующей мелодии, “Рекуэрдос де ла Альгамбра” действительно доводит солиста до предела в этом произведении. Положения левой руки, требуемые от гитариста, довольно неудобны, включают в себя всевозможные необычные растяжки – к тому же использование тремоло является технической проблемой для любого исполнителя. Но в своих лучших проявлениях Рекуэрдос страстен, очарователен и необычайно нежен.
6. Астурия — 5-я пьеса в Испанской сюите Исаака Альбениса.
6-минутная фортепианная пьеса в тональности G-minor была написана в качестве прелюдии к трёхчастным «Испанским напевам» и впервые опубликована в Барселоне в 1892 году. Несмотря на посмертное название, которое подразумевает связь с североиспанским регионом Астурия, работа Альбениса для гитары является явным отсылом к андалузским традициям фламенко. Его внезапные динамические изменения и скрипучая, замысловатая мелодия делают это произведение дьявольски сложным для исполнения на гитаре, но страсть, которую оно передает, ошеломляет. Слушая быстрое бренчание, вы почти ощущаете пыльную жару испанского рынка.
7. Бурре ми минор- Иоганн Себастьян Бах
Одно из самых известных произведений среди гитаристов, популярная “Бурре” Баха, первоначально была написана для лютни. Хотя своим названием он обязан французскому танцу, Бах ни в коем случае не предназначал свое Бурре для танцев. Однако плавный темп и переход от минора к мажору в последнем аккорде каждого куплета придают ему удивительно жизнерадостный вид.
Кроме того, Бурре, по-видимому, послужило источником вдохновения сэра Пола Маккартни для знаменитой композиции ‘Blackbird’…
8. Гальярда «Лягушка» Джона Доуленда
Гальярд был формой танца эпохи Возрождения, популярной в Европе в XVI веке, и включал в себя множество прыжков. Но что необычно в этом гальярде, так это его стойкий, трохейный ритм – ударная нота, за которой следует безударная, – что было необычной особенностью для английских композиторов.
Никто точно не знает, как “гальярд для лютни” Джона Доуленда получил свое анималистическое название, но ходят слухи, что это как–то связано с одним из поклонников королевы Елизаветы I, которого она ласково называла своей “лягушкой”.
9. Прелюдия № 1 – Вилла-Лобос Эйтор
Эйтор Вила Лобос — выдающийся композитор, дирижер и музыкально-общественный деятель. Бразильский композитор был одним из самых успешных латиноамериканских композиторов XX-го века, в его произведениях успешно сочетались бразильские народные мелодии и ритмы с западной классической музыкой. Несомненно, именно уникальное сочетание двух жанров делает раздел А Прелюдии № 1 таким изысканным. В этой прелюдии была оживленная секция “Б”, но именно в знойном, страстном вступлении Вилла-Лобос по-настоящему находит свою нишу.
10. Каватина – гитарная пьеса Стэнли Майерс
“Каватина” – классическая гитарная пьеса 1970 г. британского композитора Стэнли Майерса, написанная для фильма The Walking Stick и популяризированная как тема из фильма “Охотник на оленей” (The Deer Hunter) примерно восемь лет спустя. Пожалуй, это самое популярного произведение современной классической гитарной музыки. Оно была написано специально для гитариста Джона Уильямса (не путать с композитором фильма), когда композитор Майерс в 1970 году расширил короткую фортепианную фразу до полноценного произведения. Он назвал пьесу “Каватина”, что в переводе с итальянского означает “маленькая, простая песня”.
Свежие комментарии