6 ноября в петербургском «A2» и 7–8 ноября в московском «Yotaspace» состоялись концерты уфимских рокеров Lumen, чьи песни в 2000-е стали визитной карточкой российского альтернативного рока. Такие тексты, как у Lumen, принято называть остросоциальными: группа действительно присоединяется к компании российских классиков и современников, для которых рок-музыка становилась способом выражения протеста — экзистенциального или политического:«Центр», «Телевизор», «Последние танки в Париже». Впрочем, сводить их творчество к политическому искусству не получается: у Lumen нет-нет, да и выйдет нежная баллада, например прошлогодняя «Кроме любви», на которую снят один из самых красивых русских клипов последнего времени.
2015 год у музыкантов получился довольно занятым: они закончили большой тур, смонтировали и выпустили большой концертный видеоальбом «Всегда 17 — всегда война», а сейчас находятся в еще одном турне: кроме Петербурга и Москвы, группа сыграет в Ижевске, Чебоксарах, Йошкар-Оле, Мурманске, Минске и других города.
RS поговорил с вокалистом и автором текстов LumenРустемом Булатовым.Вас прославили строки «Я так люблю свою страну и ненавижу государство». Ничего не изменилось?
Мне очень нравится слышать разные версии того, какие строки нас прославили. Все сильно зависит от географии и возраста. В Уфе и соседних с Башкортостаном регионах у моих ровесников будет одна версия. У тех, кто моложе, — вторая. А те, кто старше, скажут: «Кто это такие?» В других местах, в столице, например, будут еще версии. Мне самому ближе мысль, что мы «широко известны в узких кругах». Нет никакой славы.
А насчет строк — да, ничего не изменилось. Точнее, многое изменилось в стране, но, в общем и целом, это никак не сказалось на взаимоотношениях граждан с «верхами». Так что и у нас настроение прежнее.
Вы выпустили концертный видеоальбом. Реакция ваших поклонников на ваши песни впечатляет. Что особенного для вас в ваших выступлениях? Чего вы не видели больше ни на чьих концертах?
Мне всегда сложно судить о собственном творчестве. Пусть это делают другие. Мне кажется, что мы делаем то, что делают многие коллективы: нормальный такой рок.
Во всех ли городах вашего нынешнего тура вы уже бывали?
Да, с каждым новым туром все сложнее добавлять новые точки на карту.
Мы давно и плотно путешествуем. Но будут города, в которых давно не были. Мурманск, например.Осталось ли в России музыкальное радио, которое отвечает вашим запросам?
Если взять «Наше» вместе с интернет-проектами, то оно. В чистом виде, только на волне, — нет, или я еще не знаю ничего о нем. Просто есть много региональных станций интересных, поэтому допускаю, что оно есть в принципе.
Какой самый необычный подарок вы получали от поклонников?
Нательный крест. Я долго отказывался. Но понял потом, что этим очень сильно обижаю человека. Он хотел показать, насколько ему важно то, что мы делаем. Мы с ним долго говорили. Это не был антирелигиозный акт или какое-то отступление от веры. Просто человек не мог придумать, как иначе показать масштаб. Он сказал: «Ну, чтобы ты понял… А я новый куплю. У меня ничего нет, что мне было бы дороже сейчас…» Знаете, крестик такой, из самых простых. Не дорогой в смысле стоимости денежной. Но меня тогда это сильно потрясло. Я до сих пор достаю его иногда. И думаю о том, как там тот парень? Это было после концерта. Удушье. Пустота. Я ни лица его не помню, ни имени. А крестик остался…
Lumen, фото Анна Ульянова
Ваши тексты призывают сомневаться. Вы чувствуете, что выполняете какую-то важную общественную миссию? Важно ли для вас, что люмен — единица измерения света?
Ощущение общественной важности? Нет. Нам бы очень хотелось. Но, возвращаясь к вопросу о популярности, масштаб не тот, чтобы повлиять на общество. Но если наши слушатели, даже часть, начнут активно проявлять себя — многое может измениться. Но это из области желаемого. Действительность — другая.
Мы себе отдаем отчет, что выбрали не самое скромное название. Там все очень просто было — «придумаем лучше и переименуемся». Мы зимой на улице название выбрали, после репетиции. Там важнее было то, что мы замерзли, чем то, что слово означает, хотя мы знали перевод. Просто значения не придали, потом уже дошло. И да, теперь важно.
Важен ли для вас политический, протестный опыт других музыкантов — от Pearl Jam иRage Against The Machine до Pussy Riot? Что вообще могут изменить музыка и искусство?
Из тех, кого перечислили, — RATM повлияли. Причем пример, что называется, «от обратного». Как можно развалить группу из-за амбиций и взаимонепонимания. Я думаю, что там все так же было с протестом связано. Pearl Jam мимо меня прошли. А Pussy Riot — не музыкальный коллектив. Сравнивать акционистское искусство и музыкальное творчество, на мой взгляд, не совсем правильно.
Я бы расширил список. Боб Дилан. Он сильно повлиял. Наступил момент, когда он перегорел и ушел из темы. Мы не собираемся пока, но вот это ощущение, что дверь открыта, — оно дает дополнительную степень свободы. Нужно делать то, что хочешь делать. Мы стараемся так и жить.
Что могут изменить музыка и искусство? Все. Это передача информации сразу на подкорку. На другом уровне. Когда можно даже не понять, что в тебе поселилось что-то, что тебя прямо сейчас перекодирует. Я, когда услышал рок-музыку, тоже не сразу понял масштаб произошедшего. Мне понравилось, но я не думал, что на много лет исключу любую другую музыку из собственной жизни. Я не думал, что в строках любимых песен найду ответы на какие-то сложные вопросы. Мне не кажется, что я уникален в этом вопросе. Так может потрясти любой результат творчества. Такое может произойти с любым человеком.
У вас давно не выходило новых клипов после очень красивого «Кроме любви». Планируется ли что-то?
Мы выпустили два лайва — «Акустика» и «Всегда 17 — всегда война». Большие концерты. Очень много сил ушло. Поэтому клипы поставили на паузу. Мы обещали альбом в 2016 году. Думаю, что и без клипов не обойдется.
Вас интересует то, что происходит вне рок-музыки, — например, на электронной сцене?
Да, очень люблю некоторые электронные коллективы. The Prodigy, Daft Punk, Parov Stelar Trio,Infected Mushroom… Это первые имена из тех, что приходят на ум сегодня.
Какие новые вещи, проекты, фильмы, книги вас в последнее время обрадовали?
Вещи: беспроводные наушники URBANITE, лонгборд ONDA LONGA, звуковые карты Universal Audio, сплав на байдарке, игра Lifeline. Фильмы: «Безумный Макс: дорога ярости», «Иллюзия обмана», «Исчезнувшая», «Старикам здесь не место», «Курт Кобейн. Чертов монтаж». Книги: Кинг — «Joyland» (в русском переводе «Страна радости», — Прим. RS), Голдинг — «Повелитель мух», Золя — «Жерминаль», Диккенс — «Домби и сын», Прилепин — «Санькя». Музыка: «Проект Проект», «Modern Guilt» Бека, расширенные издания альбомов Radiohead, «Controlling Crowds»Archive… В этом списке есть пункты, которым много лет, но я их открыл для себя недавно. И «обрадовали» не ко всему подходит. Про некоторые я бы сказал, что очень обрадовался тому, как я провел время. Вот.
Свежие комментарии