На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Все о Музыке

4 998 подписчиков

Майк Олдфилд и его матросский танец

На самом деле в заголовке статьи есть некоторое лукавство с целью заманить читателя. Я знаю, что среди наших меломанов есть большое количество поклонников прогрессивного рока, судя по комментариям к моим статьям, очень многие из них с большим уважением (как и я) относятся к творчеству Майка Олдфилда.
Это не удивительно, Майк - самородок, который стоит особняком в истории рок-музыки (если его музыку можно запихать в рамки рока), музыкант, который вряд-ли испытывал чьё-либо влияние, вещь совершенно в себе. Вот на эти поклонников мы и  рассчитываем.


С другой стороны, я вижу насколько мало популярна классическая музыка в современном музыкальном мире, в котором она стала объектом почитания у крайне узкого круга любителей музыки. Круг наверное даже уже, чем во времена становления фри-джаза в сороковые годы, когда настоящие ценители этого направления называли себя "хипстерами" и знали друг друга по именам. Шутка. С помощью Олдфилда я собираюсь показать насколько музыки разных эпох, сословий и направлений переплетены - иногда и не поймёшь что откуда взялось, а корни хорошо бы помнить.

Толчком для написания этой статьи послужили размышления  автора о структуре дебютного альбом Майка Олдфилда Tubular Bells, который он замыслил ещё в юном возрасте, а реализовал в 20 лет. Так вот, несомненно концептуальное и практически классическое развитие альбома завершается совершенно неожиданной полутораминутной кодой под названием Sailor's Hornpipe или Матросский танец, если переводить грубо, потому что хорнпайп перевода не имеет, это народный танец, но об этом ниже. Итак, упомянув Майка Олдфилда, я отклонюсь к истокам, чтобы в финале, сделав полный круг, к Майку и вернуться.

Хорнпайп на самом деле это средневековый кельтский народный танец. Название (horn - рог, pipe - труба) выдаёт в нём первоначально участие в аккомпанементе духовых инструментов, но вероятно это было очень давно, поскольку более поздние версии обходятся без этих инструментов. Существует большое количество вариантов исполнения собственно танца, сейчас его часто танцуют, как знаменитый ирландский ривер-дэнс с прижатыми к телу руками, в хорнпайпе присутствует изрядный элемент чечётки.

Со временем танец перекочевал на корабли - и стал матросским танцем, как и джига. Его уже танцевали с помощью рук, потому что на кораблях держать руки по шву в принципе затруднительно - качка. Неизменным осталась синкопированная мелодия. Между прочим сами танцевальные движения очень сильно похожи на наше моряцкое "Яблочко" - наверное оно появилось уже по мотивам

И вот эта синкопированная мелодия, как нельзя лучше подошла к музыке эпохи барокко. Тут надо сказать, что львиная доля классической музыки родилась именно из народных танцев и именно в эпоху барокко. Все эти программные произведения и части классических произведений - менуэт, ригодон, бурре, контрданс, гавот - всё это народные танцы разных народов и становление традиционной классической музыки происходило в эпоху барокко именно с адаптацией этих мелодических фигур в строгую форму церковных музыкальных гармоний. Хорнпайп, будучи островной музыкой, не был настолько серьёзно внедрён в классическую канву, но классик английского барокко XVII века Генри Пёрселл на его основе написал немало рондо и прочих энергичных произведений, которые в последствии стали непременным атрибутом классической музыки.

Маленькое отступление - именно вариации на мелодию Генри Пёрселла выбрал для второй стороны своего альбома "David Bowie Narrates Prokofiev's Peter and the Wolf" Дэвид Боуи в 1978 году. Первая сторона это наш родной прокофьевский "Петя и Волк", где текст начитывает Боуи. На второй стороне Пёрселл, хотя я слышал альбом и с "Щелкунчиком" Петра Ильича Чайковского. Впрочем это слишком далёкое отступление, послушаем хорнпайп в барочной обработке Пёрселла

И тут сразу заметно насколько адаптация сделала музыку менее "народной" и более пафосной. Темп сильно замедлился, синкопа не так сильно заметна из-за сильно замедленного ритма, да и танцуют не моряки, а представители светского общество. Но тем не менее это всё тот же моряцкий хорнпайп. Первая печатная мелодия того хорнпайпа, который использовал Олдифилд, появилась в конце XVIII века, рукописные варианты были известны за полвека до этого. Известно, что Капитан Кук требовал от своего экипажа исполнения этого танца на борту корабля в качестве физкультурных упражнений.

Так бы этот редкий танец и остался востребованным у народных танцевальных коллективов и на концертах специфической классической музыки, если бы не решение Майка Олдфилда сделать на своём прогрессивном альбоме своего рода дембельский аккорд. Фактически он дал одному из хорнпайпов новую жизнь, благодаря чему его знают сейчас почти все. Интересно, что первоначальная версия хорнпайпа для альбома была совсем другой и с этим связана небольшая история. Майкл Олдфилд записывал альбом у Ричарда Брэнсона на несуществущем тогда лейбле Virgin (под этим названием Брэнсон продавал бракованные записи с других студий), записывались они по ночам, поскольку у Олдфилда попросту не было денег на студийное время и Брэнсон, будучи неформалом, пренебрегал буржуазными условностями. "На огонёк" в четыре часа утра в студию заглянул такой персонаж, как Вив Стэншолл - придворный шут британского андерграунда и не меньший неформал, чем Брэнсон. В состоянии сильного алкогольного опьянения ребята не придумали ничего лучшего, как под акустический аккомпанемент ходить по студии в четыре утра, сопровождая свои похождения пьяными репликами заплетающимся языком Вивиана


Именно эта версия и предполагалась для включения в альбом. Слава богу, что молодой автор, Майк Олдфилд, протрезвев, решил, что даже для прорывного альбома это будет чересчур. И сделал полноценный энергичный студийный вариант этой композиции, с бережными наложениями инструментов, на которых на всех он сам и играл - в чём его фишка и заключалась - и композиция стала настоящим украшением альбома и его достойным завершением

На самом деле я немного покривил против истины, когда сказал, что Sailor's Hornpipe широкому кругу слушателей был бы неизвестен без адаптации Олдфилда. Ещё в тридцатые годы вышел диснеевский мультик Морячок Попай, где эта мелодия была основной музыкальной темой. Но в своё оправдание могу сказать, что в 1979 году на Мальте снимался детский художественный фильм про Морячка Попая, первая роль Робина Уильямса, между прочим. Для съёмок построили деревушку на берегу моря, она и сейчас существует, как туристический объект, я там был. И основная мелодия деревушки - Sailor's Hornpipe, звучит там из всех репродукторов - и именно в версии Майкла Олдфилда

 







Картина дня

наверх