На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Все о Музыке

4 996 подписчиков

Свежие комментарии

Лирическое сопрано - Лидия Ричардовна Клемент

Лидия Клемент – известная советская певица, обладатель лирического сопрано. Наибольшую популярность и всесоюзную любовь получила после исполнения песен «Карелия», «Дождь на Неве», «Осень», «Неужели это мне одной?», «Если б не было в мире влюбленных».

Судьба отпустила ей слишком короткую жизнь, Лидия Клемент прожила всего 26 лет. А творческая биография певицы умещается в отрезок длиной два года. Ничтожно мало, но она сумела зажечь сердца людей, оставить в них след доброты и тепла. Согласно пословице, человек жив, пока жива память о нем. Если верить этому утверждению, то певица и не умирала вовсе в том далеком 1964-м, а продолжает жить среди нас, в песнях, воспоминаниях родных и близких, в любви поклонников ее неординарного таланта.

Родилась Лидия Клемент в Ленинграде 8 июля 1937 года. Отца звали Ричард Клемент, он родом из Эстонии, по профессии инженер. Лида его совсем не помнила, он умер перед войной, когда она была еще малышкой. Мама – Мария Голубева, сама воспитывала дочь, вместе с которой еле выжила в блокадном Ленинграде.

В 1944-м, в возрасте семи лет, Лида отправилась в первый класс. Творческие наклонности девочки проявились очень рано, и мама решила их развивать. Одновременно с обычной школой, Лида занималась еще и в музыкальной. Девочка училась играть на фортепиано, пела в хоре.

Когда пришло время задуматься о выборе профессии, у Лидии не возникло никаких сомнений, только музыка. Однако семья ее не поддержала. Мама, к тому времени уже пенсионерка, хотела дочери хорошей судьбы, сытой и обеспеченной, и она придерживалась мнения, что этот уровень жизни может обеспечить только «серьезная» профессия. Маму поддержал и отчим. Мужчина работал архитектором, он воочию видел, как страна постепенно поднимается с руин после войны, понимал, что именно строители ценятся больше всего. Лидия прислушалась к мнению родных, и в 1955-м стала студенткой ЛИСИ — Ленинградского инженерно-строительного института.

студенка Лида с мамой 

Это учебное заведение славилось наличием собственного первоклассного оркестра. Музыкантов приглашали не только на студенческие вечера, но и в ленинградские Дома культуры. Лида не могла упустить такой шанс воплотить в жизнь детскую мечту, и присоединилась к оркестру. Спустя некоторое время ее «переманили» в оркестр Дома народного творчества.

В 1958-м В.Федоров создал ансамбль, куда Лидия попала с легкой руки композитора Колкера. На протяжении года девушка сотрудничала с этим ансамблем. Вскоре другие ленинградские композиторы заинтересовались молодой певицей, и в ее репертуаре появились песни С.Пожлакова, В.Шеповалова, Г.Портнова.

После окончания вуза в 1960 году Лида попала по распределению в Ленпроект, однако надолго там не задержалась, ушла в декрет. Отсидев дома положенное время с новорожденной дочкой, Клемент больше не вернулась на свою инженерную должность, ватманы с чертежами не вызывали у нее абсолютно никакого интереса, Лидии хотелось творческой самореализации.


Как Клемент удавалось совмещать обязанности мамы и работу на эстраде, сказать трудно. Однако после рождения дочери музыку певица не бросила, продолжала петь во Дворце культуры им.Ленсовета. Публике нравилась эта красивая голубоглазая девушка с ямочками на щеках и задорной улыбкой. На сцене Лидия не пасовала, она держалась с таким достоинством и уверенностью, что казалось, будто бы за плечами у певицы многолетний опыт выступлений на эстраде.  Весной 1962-го Лидия получила приглашение от руководителя квартета Румянцева, и вскоре певица отправилась на гастроли в Венгрию. Стоит отметить, что эта поездка была первой и единственной в жизни Клемент. В то время квартет Румянцева исполнял песни композитора Соловьева-Седого

Имя молодой певицы стало известно на просторах Советского Союза. Специально для Клемент композитор Андрей Петров сочинил композицию, получившую название «Звезды в кондукторской сумке». Петров на то время являлся маститым композитором, поэтому его песни всегда одобрял художественный совет. Благодаря этому, голос Клемент впервые услышали по радио.

Потом Лидия приняла участие в телевизионной программе «На огонек», переименованной впоследствии в «Голубой огонек». Третий выпуск этой передачи снимали в городе на Неве, Клемент представила композицию Андрея Петрова под названием «Здравствуй».

Молодая, талантливая и очень обаятельная певица мгновенно покорила жителей города. Восходящая звезда советской эстрады получала многочисленные предложения от композиторов, мечтающих о том, чтобы их песни зазвучали именно в исполнении Лидии Клемент.

А после исполнения ею «Карелии», которую сейчас бы отнесли в разряд «мегахитов», талантливая исполнительница узнала, что такое всесоюзная популярность, признание и любовь миллионной аудитории слушателей.

Впрочем, если сравнивать Лидию и многочисленную современную эстрадную братию, то она совершенно не «звездилась». Очаровательная девушка была скромной и обладала какой-то врожденной внутренней культурой.

Лидию часто приглашали на телевидение, ее голос звучал в нескольких кинокартинах, песни в ее исполнении бесконечно транслировало Всесоюзное радио.

Всесоюзная слава накрыла певицу после исполнения композиций «Карелия», композитора Колкера на стихи Рыжова, «Неужели это мне одной?», музыка Г.Портнова, стихи Ю.Принцева, «Дождь на Неве», авторами которой стали В.Шеповалов, Б.Гершт, К.Григорьев.

 

Композиция «Карелия» стала саундтреком к картине режиссера Н.Курихина. Клемент пела, сидя на огромном «валуне», рядом с импровизированной гладью озера. Пол в студии застелили стеклом, «солнечные блики» на поверхности воды устроили при помощи световых лучей. В конце исполнения певица вставала и начинала идти в сторону зрителей, при этом ее отражение терялось в глубине кадра. Этот специфический прием вызывал впечатление, что часть ее души всегда здесь, рядом со зрителями, а вторая половинка рассеивается подобно дымке в пейзаже Карелии. Этот фрагмент очень часто «крутили» на телевидении, однако спустя некоторое время пленку просто уничтожили.

Лидия Клемент нашла свое счастье в личной жизни с близким по духу человеком, джазовым музыкантом Борисом Шафрановым. Влюбленные поженились в 1960 году, а спустя год, в 1961-м родилась единственная дочь Лидии Клемент – Наталья Шафранова. Ей не было и трех лет, когда умерла мама, ее воспитанием занималась бабушка и отец по мере сил, так как на тот момент супруги уже были в разводе.


Девушка училась в Ленинградском педагогическом институте имени Герцена. Свою трудовую биографию начала с ленинградской школы №307, преподавала историю. В 1992 году уехала в Штаты, где и живет до настоящего времени. У нее есть дочь – Дарья Наумова, которая живет там же, в США. Борис Шафранов уже очень давно живет в эмиграции. Вначале он уехал в Великобританию, а в 1979 году перебрался в Штаты.

 

Лидия Клемент умерла на пике популярности. Ее знали, любили, впереди ее ждало прекрасное будущее эстрадной певицы, но страшный недуг уже подкашивал ее изнутри. Лида травмировала родинку, и даже не обратила на этот факт особого внимания, а зря. Из-за этой, казалось бы, пустяковой травмы, у нее начало развиваться онкологическое заболевание, лекарств от которого нет и сейчас, не то, что в 1964 году. Когда слушаешь ее песню под названием «Когда вам двадцать лет», сердце как-то по-особому начинает щемить, ведь сама Лидия навек осталась молодой.

Клемент знала о болезни, но работала до последнего. Никто даже не догадывался, скольких сил и мужества стоили ей выступления на радио, телевидении и записи новых песен. Последний раз певица побывала на Ленинградском телевидении за две недели  до смерти, записывали песню Андрея Петрова «Я шагаю по Москве». Сердце талантливой певицы остановилось 16 июня 1964 года. Причина – скоротечная тяжелая онкология, меланобластома.


Она так и не успела насладиться успехом своей первой и единственной большой пластинки, которая вышла спустя несколько дней после ее смерти. В пластинку вошли девять самых популярных композиций певицы. Многое из своего репертуара Клемент просто не записала, не хватило  времени. Пленки, на которых были записаны композиции «Карелия» и «Дождь на Неве», оказались смытыми. А ведь они представляли собой серьезные режиссерские находки. Так, во всяком случае, считали те, кто их смотрел. Говорили, что это нелепое легкомыслие, но есть и другое мнение. У Лидии Клемент были не только преданные друзья, но и предавшие ее «друзья».

Прощание с певицей прошло в Ленинградском театре эстрады, куда пришло невероятное количество поклонников ее таланта. Местом последнего упокоения Лидии Клемент стало Богословское кладбище Ленинграда.

На могиле певицы установили памятник, его автор – архитектор Юрий Лобанов. Он лично не знал Клемент, но был одним из ее горячих поклонников. Лобанов абсолютно бесплатно разработал проект памятника. Автор решил выполнить его в виде бруска тонарма, рычага с головкой звукоснимателя радиолы, который как бы нависает над пластинкой, возможно, той, которую Лидия так и не увидела. На нем нет никаких лишних деталей, только даты, годы рождения и смерти.

Память о так рано ушедшей из жизни певицы живет в воспоминаниях о ней друзей и коллег. Одним из близких людей был для Клемент композитор Александр Колкер. В своих воспоминаниях он писал, что знал ее еще в юности. Они познакомились, когда музыкант приезжал на лето в Кирилловское. Именно там Александр с семьей снимал комнату, а у матери певицы там был собственный домик. Они вместе ходили на озеро загорать и купаться. И как однажды он обратил внимание, как Клемент клеила пластырь на ногу, где было родимое пятно. Если бы он знал, что это травмированная родинка, и что она приведет к необратимым последствиям, возможно, настоял бы на том, чтобы певица вовремя обратилась к врачу.

Картина дня

наверх