Трудно представить себе музыку, которая так точно олицетворяла бы победы Русской армии, ее дух. Эта музыка наравне со знаменитым маршем «Прощание славянки» является символом России, нашим великим достоянием. Этот марш ежегодно исполняют на параде 9-го мая при выносе Знамени Победы. Музыка, олицетворяющая победы Русской дореволюционной армии становится фоном к символу нашей великой Победы.
Автор и точный год написания этого марша неизвестны. Некоторые западные историки считают, что марш, возможно, шведского происхождения, но никаких доказательств этого нет. В Германии долго бытовало мнение, что марш был сочинен в 1816 году Фердинандом Хаазе (Ferdinand Haase), главным капельмейстер оркестров войск гвардии в 1830-1850 годах. Однако в 1816 и 1817 годах Хаазе (Гаазе), после русского плена, находился при дворе великого князя Константина Павловича в Варшаве, и возможность того, что он мог сочинить марш, моментально ставший маршем элитного Преображенского полка, представляется крайне маловероятной.
К тому же само строение марша в кантовой форме с большой долей вероятности говорит о том, что марш сочинен в первой четверти XVIII века. Так же считает и общество «Deutsche Gesellschaft fur Militarmusik» (DGfMM). Косвенно подтверждает появление марша при Петре I его распространенное дореволюционное название – «Марш Петра Великого» или «Петровский марш». Возможно, мелодия марша была взята из песни «Знают турки нас, и шведы» («Славны были наши деды» - более поздний текст), а возможно, изначально появился марш, а эти тексты – позже. Однако проверить это сейчас не представляется возможным. Очень бы помогли ноты этого марша XVIII века, но о существовании таковых нам неизвестно. Возможно, что первоначально марш был без трио, возможно, были и другие мелодические изменения.
В 1816 году марш был включен в русский Императорский каталог маршей («Кaiserlich russische Marsch-Sammlung») за номером I, 54. Об этом каталоге в России сейчас ничего неизвестно, однако немецкие историки постоянно на него ссылаются, упоминая, что наш каталог стал основой для знаменитого прусского (позднее германского) каталога маршей – «Koniglich-Preussische Armeemarschsammlung» (AMS), учрежденного декретом короля Фридриха-Вильгельма III в 1817 году. Скорее всего, русский каталог создавался под руководством Антона Дёрфельдта-отца, (Anton Dorfeldt) который с 1802 по 1829 годы был главным капельмейстером оркестров войск гвардии. Возможно, этот каталог имел еще одно название – «Сборник военных маршей всех полков гвардии А. Дёрфельдта». Однако немецкие историки упоминают тот факт, что при создании Armeemarschsammlung (AMS) было отобрано 72 марша из примерно 140 имевшихся. Это говорит о большом количестве маршей в каталоге и исключает возможность внесения в каталог исключительно маршей гвардейских полков. Это же подтверждает информация о некоторых маршах, точно стоявших в русском каталоге, например, известный «Парижский марш 1815 года» имел в нем номер II, 55. Также среди этих первых 72 маршей был и забытый в России AM I, 18 "Марш Архангелогородского пехотного полка", а этот полк не имел отношения к Лейб-Гвардии. Надо отметить, что каталог Дёрфельдта-отца лежит в Российской государственной библиотеке в Москве под названием «Partition des marches militaires des gardes imperiales russes». К сожалению, пока у нас не было возможности просмотреть этот ценнейший источник и четко ответить на вопрос – является ли он русским Императорским каталогом маршей.
В AMS, созданный в 1817 году на основе русского каталога, в числе тех 72 отобранных маршей был включен и марш Лейб-гвардии Преображенского полка за номером AM I, 30. Он был Prasentiermarsch (встречным маршем) в прусских Infanterie-Regiment Graf Schwerin Nr. 14 (3. Pommersches) in Bromberg (Provinz Posen), и в Pionier-Bataillon Furst Radziwill (Ostpreussisches) Nr. 1 in Konigsberg (Ostpreussen), где он исполнялся до 1914 г. После Второй мировой войны марш играли в ГДР и ФРГ.
В России он был также маршем 10-го Новоингерманландского пехотного полка, 147-го Самарского пехотного полка и Выборгского гарнизонного пехотного батальона.
Но марш пришел также в южную Европу и другие западноевропейские страны. Король Альфонс XIII был так им поражен при его первом визите в Россию, что он попросил разрешение императора Николая II использовать марш для его Guardie de Alabarderos. Этот полк охранял королевский дворец и считался старейшим полком Европы.
Брат шведской королевы Луизы, лорд Маунтбеттен (1900-1979), Граф Бирманский, последний вице-король Индии, дядя принца Филиппа, мужа королевы Елизаветы II, был двоюродным братом супруги короля Альфонса XIII, принцессы Виктории-Евгении фон Баттенберг, и видел, как в 1928 году испанская гвардия в своих великолепных форменных одеждах со своим оркестром исполняла «Преображенский марш». На лорда Маунтбеттена марш произвел столь сильное впечатление, что он сказал испанскому королю, что он хотел бы использовать этот марш в Royal Marines (английской королевской морской пехоте) и получил согласие.
Впрочем, есть устное свидетельство одного англичанина, что в телевизионном интервью в начале 1970-х лорд Маунтбеттен говорил, что этот марш он унаследовал от своих немецких предков (его матерью была гессенская принцесса Виктория, старшая сестра последней русской императрицы Александры Федоровны).
Так или иначе, лорд Маунтбеттен предлагал использовать «Преображенский марш» в аранжировке Вивиана Дунна (Sir Francis Vivian Dunn) в Royal Marines как встречный марш (Slow March). Однако руководство Royal Marines долго сопротивлялось.
Но лорду Маунтбеттену удалось внедрить марш в других структурах. В 1942 году он приказал оркестру «Combined Operations Command» играть «Преображенский марш» как марш для проведения инспекции почетного караула. С тех пор его играли все оркестры при появлении лорда Маунтбеттена как Первого лорда Адмиралтейства, причем не только как музыку для инспекции, но и как марш для торжественного прохождения на парадах, и на церемонии «Beating Retreat». Также US Marine Band играл этот марш, если их инспектировал лорд Маунтбеттен.
Все же «Преображенский марш» еще не стал полковым встречным маршем Королевской морской пехоты (Regimental Slow March), но Маунтбеттен не сдавался, и при 300-летнем юбилее Royal Marines в 1964 г. он, уже являясь главнокомандующим Британскими Вооруженными Силами (Chief of the Defence Staff), приписал марш к морской пехоте, где марш был срочно утвержден как полковой встречный марш. Примечательно, что в телесериале «Mountbatten» главная музыкальная тема – «Преображенский марш» в исполнении оркестра Royal Marines.
Можно упомянуть и другое применение этого марша в качестве музыкального приветствия в исполнении духового оркестра вместо сигналов, подаваемых рожком, при встрече и проводах августейших особ и офицеров высшего ранга в королевском ВМФ Великобритании (Royal Navy) и Royal Marines. В 1909 было утверждено, что генерала нужно приветствовать первыми 8 тактами «Преображенского марша», но сыгранными в быстром темпе.
Но лорд Маунтбеттен не был удовлетворен тем, что «Преображенский марш» был утвержден как Полковым встречным маршем в Королевской морской пехоте. Он был почетным полковником в английской Лейб-Гвардии (Life Guards, примечательно, что в Британии это чисто кавалерийское подразделение), и с 1970 года он стремился чтобы «Преображенский марш» также игрался и на дне рождения королевы (церемония «Trooping the Сolor») оркестром Лейб-гвардии. Дирижер оркестра Antony J. Richards, говорил впоследствии: «Это хороший марш, и он очень хорош для конных подразделений, если он играется особым образом, если начинать со второго такта и играть только 2 первых темы «da capo» и делать на третьей четверти в восьмом такте акцент на долю». Таким образом он и был аранжирован Ричардсом и исполнялся, но в 1979 году лорд Маунтбеттен погиб в результате теракта, и марш в Life Guards более не исполнялся.
Также надо упомянуть, что Вивиан Дунн сочинил «The Mountbatten March» в 1970 году, начало этого марша он построил на 4 тактах «Преображенского марша».
Иоганн Штраус-сын (Johann Strauss II, 1825-1899) в 1856 году написал вальс «Kroenungslieder» (Op. 184) который начинается с марша Лейб-Гвардии Преображенского полка и посвятил его "с глубочайшим уважением к Ее Величеству Императрице Марии Александровне". Императрица, урожденна Максимилиана Вильгельмина Мария, принцесса Гессен-Дармштадская (1824-1880), дочь великого герцога Людвига II Гессенского, вышла замуж в 1841 году за великого князя Александра Николаевича, будущего императора Александра II. Вальс был написан к коронации Александра II и был впервые исполнен 14 (2) августа 1856 г., на втором концерте-бенефисе Штрауса, вместе с французской полькой "L'Inconnue» (op. 182). Вальс был исполнен 32 раза в течение концертов Штрауса в павильоне «Воксхолл» в Павловске (Vauxhall Pavilion). Царь был так вдохновлен игрой оркестра Штрауса, что велел ему прибыть на коронационные торжества в Москве 7 сентября (26 августа) и дирижировать оркестром на балу, который давал австрийский посол князь Пауль Эстергази. В письме к своему венскому издателю Карлу Хаслингеру (Carl Haslinger) от 14 (2) сентября 1856 г. Штраус писал о вальсе и польке: "с этими двумя вещами я здесь имею большой успех. Хотя у меня было мало времени, у меня было еще меньше уверенности в их успехе".
В 1834 году в AMS под номером AM II, 99 включается второй марш Преображенского полка - «Marsch des Leib-Garde Preobraschenski Regiments» von Ferdinand Haase (или «Geschwindmarsch aus St. Petersburg vom Leib-Garde-Preobraschenski-Regiment»).
Отсутствие литературы по данной теме, закрытость наших архивов и наш любительский статус не позволяет нам пока ответить на вопрос, была ли традиция в гвардейских полках иметь по нескольку маршей. Однако такая традиция была в Пруссии, и, можно полагать, что такая традиция, скорее всего, была и у нас. Это подтверждают и воспоминания офицеров царской армии. Также нами уже найдены «вторые» марши Лейб-Гвардии Измайловского, Семеновского, Кексгольмского, Волынского, Егерского полков, Лейб-Гвардии Саперного батальона и этот – марш Лейб-Гвардии Преображенского полка.
Эта музыка совершенно не похожа на известный нам сейчас марш. В трио – искусно обработанный гимн Львова «Боже, царя храни», принятый за год до внесения AM II, 99 в AMS. В.И. Тутунов упоминает, что перу Хаазе принадлежит редакция «Преображенского марша» и, возможно, добавление трио. Но похоже Хаазе написал второй полковой марш, скорый (в современной терминологии – строевой), включив в трио новый гимн Российской Империи. С появлением в каталоге этого марша, вероятно, и связана путаница с авторством Хаазе и трио в первом, известном нам марше Преображенского полка (AM I, 30). Дело в том, что известный немецкий специалист в области духовой музыки 2-й половины XX века Иоахим Тёхе-Миттлер (Joachim Toeche-Mittler) писал об AM I, 30: «im Trio das Lemberger Lied» («в трио Львовская песня»), однако это утверждение является ошибкой. Очевидно, он перепутал фамилию князя Львова, автора «Боже, царя храни» с городом Львовым, тогда называвшимся Лемберг и входившего в состав Австрийской монархии. Тёхе-Миттлер по ошибке перенес название русского гимна («песни Львова», «das Lemberger Lied» в его ошибочном переводе) на песню «Славны были наши деды».
Отдельного рассмотрения заслуживает вопрос об использовании этого марша в Германии после 1918 г. Согласно нашим данным, он был включен в Heeresmarschsammlung под номером HM I, 45. Дело в том, что AMS был «закрыт» в 1925 году, а в 1933-1945 годах составлялся его преемник – Heeresmarschsammlung (HMS). В него вошли как многие марши из AMS (в новой инструментовке), так и другие марши. Смущает лишь то, что этот строевой марш был внесен в каталог встречных. Впрочем, возможно, вкралась ошибка, и в HMS был внесен именно AM I, 30. Так или иначе, это весьма интригующий факт – в гитлеровской Германии имел официальный статус один из маршей Лейб-Гвардии Преображенского полка. Впрочем, это не такая уж редкость, вспомним австрийский марш «Цесаревич Александр-марш» 1853 года Андреаса Леонгардта (более известный как AM II, 161 «Alexander-Marsch» von Andreas Leonhardt), бывший одним из официальных строевых маршей Waffen-SS под номером HM II, 44 в HMS. Или, например, в HMS был включен не сохранившийся в России строевой марш Лейб-Гвардии Семеновского полка AM II, 62 под номером HM II, 15 (более того – он звучит в пропагандистском фильме Лени Рифеншталь «Der Sieg des Glaubens» («Победа веры», 1933). Также под номером HM II, 72 был включен «Марш 75-го Севастопольского пехотного полка» AM II, 183, который у нас более известен как «Колонный марш 14-го Грузинского гренадерского полка» или «Старинный колонный марш».
Сейчас в России скорый (строевой) марш Преображенского полка (AM II, 99) совершенно забыт…
В послевоенные годы в ФРГ весь AMS и HMS был записан на серию из 52 пластинок «Historische Armeemarsche», записаны были и марши Преображенского полка. По непонятной причине в обоих случаях звучит общеизвестный AM I, 30, записи отличаются только темпом, первый марш в сдержанном «аутентичном» темпе XVIII-го века, второй более быстрый (как играют сейчас). Вероятно, были потеряны оригинальные ноты AM II, 99. Только в XXI веке мы услышали этот редчайший марш в исполнении немецкого «Landespolizeiorchester Brandenburg» под управлением дирижера Jurgen Bludowsky (запись 2005 года).
То, что «Преображенский марш» происходит из эпохи Петра Великого, подтверждается и мнением дирижера Эдуарда Направника, который в 1896 году опубликовал в издательстве Boosey & Co. концертный марш «Петр Великий», основанный на «Преображенском марше».
В 1914 году вышел марш «Вступление во Львов» (Народный гимн и Преображенский марш), посвященный генералу Н.В. Рузскому, под командованием которого русские войска взяли Львов 21 августа (3 сентября) 1914 года. В этом произведении на известную мелодию марша положены слова гимна «Боже, царя храни».
Марш исполнялся в советское время, существует запись оркестра НКО под управлением Семена Александровича Чернецкого. Марш неоднократно записывался Первым отдельным показательным оркестром МО СССР, МО РФ, оркестром штаба ЛенВО, Адмиралтейским оркестром ЛВМБ, оркестром Санкт-Петербургского Суворовского училища и другими. Старейшей же известной записью марша является запись оркестра Гвардейского экипажа под управлением Войцеха Ивановича Главача (1849-1911).
В заключение хочется сказать о крайней скудности репертуара наших военных оркестров. Пример скорого(строевого) марша Преображенского полка подтверждает это. Дирижеры не хотят записывать новые марши, издатели не изучают архивы, записывая и выпуская только самые известные, не побоимся сказать – изъезженные произведения. Репертуарная политика скатывается к эстраде. Здесь хочется сказать спасибо двум дирижерам – А. А. Карабанову и Н. Ф. Ущаповскому, за записи русских гвардейских маршей и маршей С. А. Чернецкого.
Смешно сказать, наши оркестры записывают и играют марши самопровозглашенного «короля маршей» Дж. Ф. Сузы (J. P. Sousa) при ситуации, когда большинство маршей наших патриархов – Чернецкого, Иванова-Радкевича, Хайта, Рунова, Диева и дореволюционных мэтров: отца и сына Дёрфельдтов, Хаазе, Вурма, Беккера, Лейсека – неизвестны для широкого круга слушателей. Огромное количество музыки, записанной Первым показательным оркестром МО СССР НИ РАЗУ не выпускалось на CD-дисках. Архивы, где хранятся ценнейшие записи, почти недоступны для частного пользователя. И все это происходит на фоне официозно-положительных отзывов в СМИ по поводу сентябрьского военного фестиваля в Москве.
Свежие комментарии