На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Все о Музыке

5 000 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий
    прпинято к исполнению  )))))))))100 величайших ба...
  • сергей федоров
    мда..., никак...Deep Purple выпус...
  • walr waler-r
    Спасибо, продолжайте!100 величайших ба...

История зарождения музыкального жанра Рокабилли (Rockabilly)

Рокабилли (Rockabilly)

Рокабилли – один из первых поджанров рок-н-ролла, зародившийся в начале 1950-х годов ХХ века в США в результате слияния кантри-и-вестерн музыки, блюграсса, хиллбилли-буги и ритм-энд-блюза. Главные ингредиенты “коктейля” отражены в самом названии жанра – слово “рокабилли” образовалось из “rock” (взятого на тот момент из слова “rock’n’roll” – рок как самостоятельный жанр сформировался несколько позже) и “billy” (из “hillbilly”).

Впервые же термин появился 23 июня 1956 года в ревью Billboard на песню Рукуса Тайлера (Ruckus Tyler) “Rock Town Rock” – и уже через три недели использовался в пресс-релизе, посвященном выходу “Be-Bop-A-Lula” Джина Винсента (Gene Vincent).

Первые предпосылки для появления рокабилли появились уже в 1920-е годы, когда многие кантри-исполнители, например, Джимми Роджерс (Jimmie Rodgers) применяли в своих хитах типично-блюзовые аккордовые последовательности – правда, инструментовка и звук всё же в корне отличались от записей ведущих блюз-исполнителей тех лет, таких как Блайнд Лемон Джефферсон (Blind Lemon Jefferson) и Бесси Смит (Bessie Smith).

Проникновение блюза и джаза в кантри-музыку значительно увеличилось позже, в тридцатые-сороковые, когда прижились введённые Бобом Уиллсом (Bob Wills) стил-гитара, духовые и биг-бенд джазовые ритмы. Сам Уиллс позже говорил: “Рок-н-ролл? Да бросьте, мы с Texas Playboys играем это с 1928-го. Это просто наиболее используемая ритмическая фигура – барабанный бой, который можно услышать и в африканских племенах. Добавьте разные инструменты – получите то разнообразие стилей, которое есть сейчас. Ритм – вот что важно.”

Ну а после взрыва популярности буги в 1938 году (к которому приложили руку блюзмены Мид Люкс Льюис (Meade Lux Lewis) и Пит Джонсон (Pete Johnson)), и кантри-певцы просто не могли не воспользоваться новым трендом. Мун Малликен (Moon Mullican), Теннесси Эрни Форд (Tennessee Ernie Ford), The Maddox Brothers and Rose и другие совмещают басовую секцию буги с “хиллбилли” кантри-вокалом и запускают волну “хиллбилли-буги”.

Фред Мэддокс (Fred Maddox) из The Maddox Brothers изобретает новый стиль игры на басу – “слэп”, и, в результате, группа добивается очень близкого к раннему рокабилли звучанию. До формирования нового стиля остается всего пара штрихов!

И The Maddox Brothers сумеют добавить их, немного изменив своё звучание после окончания Второй мировой. Теперь их визитной карточкой станет сочетание экспрессивного хонки-тонка с тяжелым слэпповым басом – очень, очень крутое звучание для того времени!

Карл Перкинс: зарождение рокабилли в Теннесси

К началу 1950-х сыновья арендатора-издольщика Карл, Джей и Клейтон Перкинсы уже 9 лет как зажигают с собственной группой Perkins Brothers Band в городке Джексоне, штат Теннесси. Коллектив уважали в местном “зажигай или сиди дома” хонки-тонк сообществе, и братья неплохо справлялись с горой заказов на хиллбилли-песни – привнося ускоренный джазовый стиль в традиционное исполнение в стиле Хэнка Уильямса.

Постепенно, наблюдая за реакцией публики, Карл Перкинс начинает сочинять принципиально-новую музыку – не кантри и не блюз, но полноценное сочетание двух стилей. После многочисленных эксперименов со структурой песен и инструментовкой, Перкинсу удаётся выработать новую концепцию – и он записывает и безуспешно рассылает демо-версии по звукозаписывающим компаниям. На первых порах предложения Перкинса отклонялись одно за другим. Студийные боссы не считали, что: “Это новое странное кантри с таким выраженным ритмом имеет какие-то коммерческие перспективы”.

И успех всё же пришёл к Перкинсу. Записанный в конце 1955 года суперхит “Blue Suede Shoes”, позже перепетый самим Элвисом Пресли, имеет огромный успех и становится первой песней, записанной в стиле раннего рок-н-ролла. “Синие замшевые туфли” приносят автору давно заслуженное признание:

Элвис Пресли – развитие рокабилли в Мемфисе

Интересно, насколько постарадала бы мировая история музыки, если бы не было The Saturday Night Jamboree – местного шоу, давшего толчок развитию карьеры будущего Короля Рок-н-Ролла?

Именно в гримерках этого шоу, проходящего в Мемфисе, Теннесси каждую субботу в 1953-54 годах собиралось и играло вместе огромное количество музыкантов самых разных стилей – кантри, госпел, блюз, буги… Исполнители разных жанров делились своими открытиями с коллегами, обучали их своим “фишкам”, экспериментировали – и со временем наиболее успешные из экспериментов появлялись на сцене The Saturday Night Jamboree, где обычно бывали очень тепло приняты публикой.

Пожалуй, именно участие в шоу помогло Элвису Пресли обрести свой стиль. Уже в своей первой запись, кавер-версии блюз-хита Артура Крудупа (Arthur Crudup) “That’s Alright Mama”, Пресли умудряется настолько тесно сплести “белую” и “черную” музыку, что ни кантри (ориентированные на белых), ни ритм-н-блюз (преимущественно афроамериканские) радиостанции не рискнули выпустить её в эфир.

Кантри-диджеи в открытую называли “That’s Alright Mama” “музыкой черных” и язвительно комментировали, что они рискуют “быть изгнанными из города”, если пропустят такую песню в эфир. Соответственно, и ритм-эн-блюз диджеи увидели в произведении “кантри-песню белых”. Только бунтарь Дьюи Филлипс (Dewey Phillips) рискнул поставить песню Пресли в ротацию – и не прогадал. Композиция вызвала такую бурную реакцию у аудитории, что, по воспоминаниям, фактически объявила войну сегрегации в радиоэфире.

Этот конфликт и сам стиль Элвиса, прослеживавшийся во всех его ранних записях, стремительно вывели исполнителя в центр внимания публики. Как говорили позже: “Эта смесь кантри-вестерна и рок-н-ролла просто вводила подротсков в транс. Нравится это кому-нибудь или нет, Элвис Пресли будет всегда”.

Ну а сделана историческая запись была на маленькой мемфисской студии Sun Studios, занимавшейся до того бюджетной записью местных блюз- и кантри-музыкантов. Любой, у кого в кармане было 5 долларов, мог зайти и сделать запись двух песен – как раз так и поступил юный Элвис. Молодой исполнитель произвёл такое впечатление на Сэма Филлипса, продюссера и владельца студии, что тот уговорил известных музыкантов – гитариста Скотти Мура (Scotty Moore) и басиста Билла Блэка (Bill Black) принять участие в записи.

Мур впоследствии вспоминал: “Мы сделали перерыв, а потом, неожиданно для всех, Элвис вскочил и запел “That’s Alright Mama”, подпрыгивая и валяя дурака во всю. Билл Блэк подхватил бас и тоже стал дурачиться, а потом заиграл и я. Сэм высунул голову и спросил: “Что это вы творите?” Мы ответили, что не имеем понятия. Тогда Сэм сказал:”Окей, теперь начните с какого-нибудь места и повторите это”. Мы сыграли ещё раза три-четыре, Сэм слушал и не вмешивался. Ничего особенно крутого не получилось, конечно, Элвис просто выделывался и делал то, что ему было по душе.”

Впрочем, некоторые продюссеры уверяли: “Пресли не сотворил ничего нового. Ему просто удалось выразить то, что пытались выразить все в то время”. Хотя, наверное, большего внимания заслуживает всё-таки мнение Сэма Филлипса, который совершенно определённо высказался на этот счёт: “Это (музыка Элвиса) было нечто принципиально новое для меня. Просто разрыв мозга”.

Точного определения музыке Пресли не мог дать никто. Некоторые говорили о нём как о “The Hillbilly Cat” – “первом парне на деревне”, другие называли его “King of Western Bop”. Единственное, что можно сказать наверняка – в отличие от прочих музыкантов, игравших ранний рокабилли в кантри-традиции, Элвис отошёл от канонов, объединив музыку черных и белых в одном направлении – и вместе с тем объединив и всю страну.

Билл Хэйли и нью-йорское рокабилли

Билл Хэйли (Bill Haley), лидер вестерн-свинг коллектива, в 1951 году записал одну из самых ранних рокабилли-песен – “Rocket 88”. В 1953 году очередная рокабилли-запись Хэйли и его группы “The Saddlemen” “Crazy Man, Crazy” достигает 12-го места в чарте Billboard. Увеличить успех коллективу удалось на следующий год – “Rock Around the Clock” , записанный в нью-йоркской студии Decca Records, становится саундтреком к фильму Blackboard Jungle, возглавляет чарты по всему миру, занимает второе место в чарте Billboard Hot 100 1955 года и до 1990-х входит в Книгу рекордов Гиннесса как “самая продаваемая поп-пластинка”, предположительно разошедшаяся 25-миллионным тиражом.

Джонни Кэш и “Рокабилли-Триумвират”

История рокабилли писалась многими, но три исполнителя оставили в ней наибольший след – Карл Перкинс, Элвис Пресли и Джонни Кэш.

Самый известный кантри-исполнитель современности в своём раннем творчестве немало сил вложил в становление и упрочение рокабилли на музыкальной сцене. И, как и в случае Перкинса и Пресли, добиться успеха на заре карьеры Джонни Кэшу изрядно помог продюсер Сэм Филлипс.

Кэш впервые пришёл в его Sun Studios в 1954 году с твёрдым намерением играть госпел – что Филлипс немедленно пресёк. Гораздо больший интерес для продюссера на тот момент представляло творчество Карла Перкинса, в том же году записывавшего на Sun Studios кантри-песню “Movie Magg”.

Джонни Кэш же вернётся в Sun Studios лишь в 1955 году, когда Филлипс уже будет плотно работать с Элвисом Пресли (“Baby, Let’s Play House” – 5 место в кантри-сегменте чарта Billboard); со своей группой “the Tennessee Three” Джонни Кэш записывает в Sun Studios “Hey, Porter” и “Cry! Cry! Cry!”. Песни выходят в июле 1955 года:

Записи имеют неплохой успех для начинающего артиста, хотя “Cry! Cry! Cry!” добирается лишь до ТОП-20 чарта Billboard. Для сравнения, выпущенные Sun Studios месяцем позже кавер-версии Пресли “I Forgot to Remember to Forget” и “Mystery Train” также входят в ТОП-20, а хит кантри-исполнителей Стэна Кеслера (Stan Kesler) и Чарли Фезерса (Charlie Feathers) “Forgot …” и вовсе оккупирует топ на 39 недель, пять раз забираясь на первую строчку.

Как бы то ни было, в 1955 году Джонни Кэш начинает гастролировать по южным и юго-восточным штатам США вместе с Перкинсом, Пресли и другими исполнителями. На следующий год выходит его очередной громкий рокабилли-хит “Folsom Prison Blues”, конкурирующий с “Blue Suede Shoes” Перкинса и “Heartbreak Hotel” Пресли – успех всех трёх выводит направление на новые горизонты. Рокабилли становится всеамериканским явлением.

Распространение рокабилли на всю территорию США

Наибольший вклад в появление рокабилли в радио- и ТВ-вещании внесли, безусловно, Карл Перкинс и Элвис Пресли. Первый с “Blue Suede Shoes” впервые появляется на телешоу Ozark Jubilee, а второй, создав собственную версию того же хита, дважды выступает с ним на телевиденьи, и трижды с “Heartbreak Hotel”. Обе песни мгновенно возглавляют чарты США.

В марте 1956 года звукозаписывающая компания Columbia выпускает “Honky Tonk Man” Джонни Хортона (Johnny Horton), а Карл Перкинс попадает в автомобильную аварию по пути на съемки и на некоторое время выбывает из сражения за слушателей.

В апреле 1956 года на рокабилли – сцене появляются новые имена – Бадди Холли (Buddy Holly) и Рой Орбисон (Roy Orbison). Впрочем, до 1957 года новички не пользуются большой известностью в музыкальных кругах.

Появляются и первые рокабилли-исполнительницы: осенью 1956 года Ванда Джексон (Wanda Jackson) обретает известность с хитами “I Gotta Know” и “Hot Dog That Made Him Mad”. К началу следующего десятилетия Джексон выпустит ещё с десяток хитов.

Упадок рокабилли в 1960-х

Пик популярности рокабилли пришёлся на 1956-57 годы – поколения подростков тех лет просто с ума сходили от нового звучания. Однако очень скоро рокабилли-бум пошёл на спад – смерть Бадди Холли в авиакатастрофе, уход Элвиса Пресли в армию и банальная смена вкусов сделали своё дело.

Уже к середине шестидесятых стиль рокабилли остался популярным только в Британии, где сексуальность, свобода и протест, связанные с этим направлением, плавно переродились в битломанию и последовавшее “Британское вторжение” – хотя рокабилли-хиты появлялись и в восьмидесятых, например, сингл группы Queen “Crazy Little Thing Called Love”.

Рокабилли в Британии

Первыми поклонниками стиля рокабилли в старой доброй Англии стали тедди-бои – английская подростковая субкультура 1950-х, прообраз современных хипстеров. Со временем тедди-бои трансформировались в рокеров, переоделись из узких брюк и старомодных пиджаков в футболки, кожаные куртки и джинсы, переняли у Элвиса Пресли причёску и стали формировать собственные рокабилли-группы.

И самой известной из новорожденных команд стали, конечно, The Beatles. Само название ливерпульской четверки является отсылкой к творчеству Бадди Холли, и даже внешний вид битлов пост-Гамбургского периода, как считается,был позаимствован музыкантами у Джина Винсента.

Да и в музыкальном плане в творчестве Битлз прослеживаются четкие влияния артистов рокабилли-волны: мелодичность Бадди Холли, роковость звучания Винсента и Карла Перкинса (уже достигнув мировой славы, The Beatles выпустили несколько кавер-версий его песен).

Даже спустя долгое время после распада команды, экс-битлы продолжали демонстрировать свой интерес звучанию рокабилли: у Леннона в 1975 году вышел целый альбом “Rock ‘n’ Roll” с кавер-версиями рокабилли-хитов, Ринго Старр записал успешный кавер на “You’re Sixteen” Джонни Бёрнетта (Johnny Burnett), а Пол МакКартни и Харрисон спели дуэтом с Карлом Перкинсом и Роем Орбисоном, соответственно. В 1999 году сэр Пол выпустил и свой кавер-альбом рокабилли-хитов “Run Devil Run”.

The Beatles были не единственным представителем Британского вторжения, попавших под влияние рокабилли.The Rolling Stones сыграли кавер “Not Fade Away” Бадди Холли, The Who начинали как тедди-бой бенд и играли кавер-версию “Summertime Blues” Эдди Корэйна (Eddie Cochran). Даже Джимми Пейдж и легендарные Led Zeppelin не избежали этой участи, едва не став в 1970-х группой Элвиса Пресли.

Возрождение рокабилли в 1970-90-е

Несмотря на упадок 1960-х, потенциала рокабилли хватило на то, чтобы оживить направление. Альбомы “Comeback” Элвиса Пресли, “Creedence Clearwater Revival” одноименной команды, кинофильм “American Graffiti” и телешоу Happy Days возродили интерес к музыке 1950-х, в особенности в Англии, где в 1970-х появилось множество коллекционеров и рокабилли-клубов.

Наиболее успешными из новой волны рокабилли-артистов стала группа The Stray Cats, образованная на Лонг-Айленде в 1979 году Брайаном Сетцером (Brian Setzer) и двумя школьниками-раздолбаями, называвшими себя Ли Рокер (Lee Rocker) и Слим Джим Фэнтом (Slim Jim Phantom – “Тощий Джим Фантом”).

Несмотря на очень умеренный успех в Нью-Йорке, команда громко заявила о себе на британской рокабилли сцене.
Там на выступлениях The Stray Cats побывали “The Rolling Stones” и продюсер Дэйв Эдмундс (Dave Edmunds), быстро подобравший для нью-йоркцев звукозаписывающую студию. Благодаря этому The Stray Cats трижды попадали в британские ТОП-10 чарты, выпустили два альбома-бестселлера и, после триумфального возвращения на родину, приняли участие в телешоу “Fridays”.

Вскоре ими вплотную занялась крупная компания EMI, их клипы повились на MTV, а хиты рвали чарт за чартом. Всё шло как нельзя лучше, но, достигнув пика популярности, музыканты вдрызг разругались между собой и группа распалась.

Впрочем, не только The Stray Cats сумели добиться успеха в восьмидесятые. Ещё одной звездой рокабилли периода возрождения, достойной упоминания, является Шейкин Стивенс (Shakin’ Stevens) – валлиец-подражатель Элвиса Пресли. Основные достижения певца – мастерски исполненные рокабилли-версии известных песен, таких как “Marie Marie”, “This Ole House”, “Green Door”, регулярно попадавшие в чарты Британии.

По продажам синглов Шейкин Стивенс превзошёл таких монстров музыкальной индустрии, как Майкл Джексон (Michael Jackson), Принс (Prince) и Брюс Спрингстин (Bruce Springsteen). Впрочем, успех ограничивался Европой – в США Стивенс не пользовался популярностью.

Новые веянья в рокабилли: альт-кантри, рутс-рок, нео-рокабилли

В конце семидесятых в рокабилли-среде начали появляться альтернативные течения – в первую очередь благодаря взаимопроникновению далеких друг от друга музыкальных направлений.

Так, в начале 1980-х, в эпоху хард-рока и хэви-метала, рокабилли-бэнду Jason & the Scorchers удалось смешать мелодии Чака Берри и Хэнка Уильямса с тяжелыми гитарными риффами и бодрой ритм-секцией, породив тем самым альт-кантри или каупанк (cowpunk).

Направление привлекло к себе внимание слушателей и критиков, однако ни разу не разродилось сколь-либо заметным хитом.

Приблизительно в то же время некоторые рокабилли певцы и группы (Джеймс Интвельд (James Intveld), Барренс Уитфилд (Barrence Whitfield and the Savages), the Blasters и другие) обратили внимание на набирающее популярность движение “рутс рока” и, находя вдохновение в традиционной американской музыке (блюзе, кантри, ритм-энд-блюзе, Нью-Орлеанском джазе), сумели завоевать сердца многих утомленных технопопом и глэм-металом слушателей. Однако, как ни странно, всеамериканских звёзд в движении не появилось.

В девяностых количество экспериментов в рокабилли существенно снизилось. Почти не появлялось новых исполнителей, в творчестве многих инди-, блюз- и кантри-рок групп США прослеживается как минимум сильное влияние рокабилли, возбуждающее интерес к музыке 1950-60-х в младших поколениях фанатов.

Может быть, поэтому сегодня рокабилли и близкие по звучанию команды чаще всего относятся к музыкальному андеграунду. Хотя некоторым исполнителям вроде Бруно Марса (Bruno Mars) удаётся добиться мейнстримового успеха, будущее направления остаётся туманным и непредсказуемым.

Картина дня

наверх