Представьте себе, вы идете на выступление любимой группы с приподнятым настроением, ничто не предвещает беды. Вдруг в помещение клуба вламываются люди в масках и начинают вас пороть плетками. Нет, вы не перепутали здания и не попали на БДСМ-вечеринку. Скорее всего, вы пошли послушать рок в одной из мусульманских стран Африки. И вас обвиняют в сатанизме.
А теперь представьте, что всю музыку называют музыкой сатаны, кроме пения Корана. Нет, вы не где-то в Афганистане, вы все еще в современной Африке.
Сейчас вы узнаете о концертах и фестивалях этого континента, которые лучше не посещать, а также о странах, где в принципе опасно слушать музыку.
ЕГИПЕТСКИЕ ПИРАМИДЫ ВЛАСТИ
Египетская «тяжелая» сцена подвергается нападкам со стороны государства, религиозных организаций и гражданских активистов не меньше, чем в других мусульманских странах. История преследований началась в 1990-м году, когда на улицах Каира и других городов появились молодые люди, разодетые в черную одежду с сатанинскими символами, c проколотыми ушами и дивными прическами.
Аресты, закрытие концертов и физическое насилия в отношении «поганой молодежи» являлись обычным делом для страны пирамид того времени.
Стоит вспомнить самый известный случай, произошедший в 1997 году. Силы государственной безопасности арестовали более 100 металлистов, обвинив их в пропаганде сатанизма. Хвала Анубису, всех освободили за неимением доказательств. Однако СМИ и политики сделали свое дело: молодых неформалов стали стигматизировать.
Музыкант Ваэль Оссама (Wael Ossama) для издания Ahram Online в 2011 году рассказал, что «сцена оставалась за закрытой дверью, выходя на поверхность в основном в отдаленных районах вокруг Каира и на лодках Нила, вдали от контроля со стороны общественности и государственной безопасности» и «полагалась на рекламу из уст в уста в узком кругу».
В 2000-х годах наступает «оттепель». Частный культурный центр El Sawy Culture Wheel, расположенный на острове Гезира в районе Замалек, в центральном Каире, берет на себя ответственность проводить рок-концерты.
В целом то, что происходило в El Sawy, оставалось по негласному согласию вне поля зрения «конторы». В 2008 году несколько концертов вне клуба остановили, а организаторов задержала служба безопасности.
Казалось, что ситуация изменится в 2012 году вместе с Арабской весной. И действительно, метал-сцена вылезла из пещер и показала себя египетским фанатам. В упомянутом году в клубе El Sawy провели концерт Metal Blast, который собрал почти 1000 фанатов.
Но уже после революции проблемы вновь возникли на горизонте. Адвокат одного из членов Партии свободы и справедливости Братьев-мусульман Исмаил Эль-Вешахи подал жалобу на владельца культурного центра Абдельмонима Эль-Сави, заявив, что в здании выступали «сатанисты». В целом судебные распри закончились победой рокеров, ибо доказать обвинения не получилось.
Постепенно в Египет возвращается «охота на шайтанистов» из 90-х. В июне 2016 года полиция не позволила провести концерт группе Sepultura в Гизе. Официально это аргументировали тем, что у организатора Надера Садека (Nadera Sadek)не было разрешительных документов.
Это уже не первый раз, когда Садек попадает в передряги из-за музыкальных предпочтений. В феврале 2016 года он организовал хэви-метал фестиваль «Мастера Ближнего Востока», на котором выступил со своей группой. Синдикат профессиональных музыкантов Египта отменил участие в мероприятии двух групп, назвав их «дьяволопоклонниками», а фанатов охарактеризовал по ТВ как «людей, одетых в странном стиле».
Но не только религия мешает людям веселиться, но и политика. В 2009 году в El Sawy полиция остановила концерт, поскольку в одной из групп выступал 16-летний сын оппозиционера Аймана Нура.
Описанные события в Египте напоминают советскую рок-сцену 80-х годов. Вроде бы концерты проводятся, но постоянно зрят комсомольцы, создающие проблемы с правоохранительными органами. Посещать метал-тусовки следует аккуратно и особо лучше не афишировать и дебоширить.
КРОВАВЫЕ ПЕСНИ ПРО МИР
В 2013 году в Центральноафриканской Республике (ЦАР) разразилось военное противостояние между мусульманами и христианами. Все началось со свержения боевиками «Селеки» (мусульманских северных регионов) президента Франсуа Бозизе, которого поддержали христиане (жители южных регионов).
Резня длится до сих пор. Понятное дело, что публичные мероприятия, особенно концерты, стали не самыми лучшими местами для времяпрепровождения. Ведь террористы желают нанести как можно больше ущерба противником.
Ироничный и страшный случай произошел в 2017 году в столице Банги. Музыкант Эммануэль Нгаллос (Emmanuel Ngallos) вместе со своей командой Nouvelles Écritures выступал в местном баре. Он пел песни о мире в ЦАР. Пришли послушать концерт и христиане, и мусульмане. Это было чудесное объединяющее мероприятия.
Спустя какое-то время в здание залетела граната, которая убила 7 человек (в основном участников группы) и ранила 20. Эммануэль Нгаллос чудом уцелел после теракта. Граната летела прямиком на него, но отскочила от динамиков. Спрыгнув со сцены, Нгаллос провалился в небольшую дыру возле сцены, которая спасла его от осколков.
После нападения на выступавших, озлобленные люди стали вершить вендетту. Издание Africanews передавало, что трое водителей такси были убиты в отместку за нападение.
СОМАЛИ И РЕЛИГИОЗНАЯ МУЗЫКА
Исламский терроризм в Сомали — дело известное. Противостояние между правительственными и экстремистскими группировками длится уже не первый год. Многие представители других религиозных конфессий из-за угроз атак вынуждены действовать скрытно. Особенно тех, чьи ритуалы связаны с музыкой.
В декабре прошедшего года суфийский шейх Абдивели Али Эльми проводил возле своей резиденции, по совместительству и главной суфийской святыне, службу с песнопениями. Власти Сомали не раз поддерживали инициативы Абдивели, предоставляя небольшие помещения и охрану для проведения концертов. Ведь моджахеды из аш-Шабаабы угрожали расправиться с проповедником, поскольку считали его стихи антиисламскими.
Радикалы запретили любую музыку на свадьбах, радиостанциях и даже улице. Нередко человека заставляли глотать карту памяти, если узнавали, что он слушает на мобильном телефоне каких-либо исполнителей.
Во время последнего мероприятия Али Эльми двое смертников подорвали себя возле резиденции. В результате сам шейх и 17 его последователей погибли.
ВСЯ МУЗЫКА ПОД ЗАПРЕТОМ
Вот уж где музыка, причем любая, точно была опасной для жизни, так это в Мали, стране Центральной Африки, которую в 2012 году частично захватили туареги-сепаратисты и радикальные исламисты.
В августе 2012 года экстремисты объявили, что вся «музыка сатаны» то есть любая, кроме пения Корана, теперь под запретом. Конечно, также запретили книги, радио, спорт — весь набор.
Оккупация севера страны закончились ее освобождением французской армией в феврале 2013-го, а с ней прекратилось и насаживание экстремистской версии шариата со всеми вытекающими. До этого же все музыканты находились под угрозой смерти, инструменты сжигались, а записи уничтожались.
Конечно, с тех пор все стало нормально только относительно — в стране то и дело происходят террористические атаки. Например, в 2015-м, после гибели людей в Radisson Blu в столице Бамако, отменили много концертов, которые постепенно возвращались в страну.
Центром оккупации в 2012-м был Тимбукту, город с богатейшей музыкальной традицией. И в рамках инициативы Timbuktu Renaissance в последующие годы туда старались не только вернуть музыкантов и концерты, но и возродить все культурное наследие в принципе.
В 2017 году здесь даже решили вновь провести уже легендарный фестиваль Festival au Désert. План по его возвращению сначала держали в секрете, чтобы избежать возможных террористических атак.
Артисты собирались, организаторы уже были готовы объявить о триумфальном возвращении фестиваля, но буквально накануне террористы-смертники напали на военный лагерь и совершили самый крупный теракт за последние пару лет. Так что в последний момент фестиваль отменили из-за соображений безопасности.
Организаторы заявили, что, несмотря ни на что, намерены его все же провести, но когда — неизвестно, учитывая сложившуюся ситуацию. Тем временем концерты в Тимбукту проходят, и насколько это безопасно — тоже вопрос.
НЕ ХОДИТЕ, ДЕТИ, В АФРИКУ ГУЛЯТЬ
Массовые мероприятия в Южно-Африканской Республике прокляты на беспорядки. На вечеринки, концерты, фестивали и футбольные чемпионаты стекаются самые асоциальные элементы страны.
Можно вспомнить Чемпионат мира по футболу 2010 года. У колумбийских игроков в номерах отеля украли личные вещи. На улицах частенько орудовали грабители и разбойники. Всего было задержано 1000 граждан, обвиняемых в совершении преступлений малой тяжести. Эксперты отмечали, что полиция Йоханнесбурга хорошо справилась со своими задачами в городе, где каждый день убивают до 50 человек.
А вот фестиваль Global Citizen Festival в честь 100-летия Нельсона Манделы как-то не удался. Полицейские не смогли обеспечить порядок во время проведения грандиозного шоу, на которое собралось 10 000 фанатов. В нем приняли участие такие звезды, как Jay-Z, Beyoncé, Wizkid, D’banj, Usher, Sho Madjoz, Tiwa Savage, Cassper Nyovest и Eddie Vedder.
Когда посетители покинули стадион «Соккер Сити» члены банд принялись за грязные дела. Молодняк воровал сумки и мобильные телефоны. Гангстеры постарше нападали с холодным оружием в руках.
«Там не было SAPS (Южноафриканская полицейская служба). Ничего. Крики девушек и людей повсюду все еще звучат в моей голове. Люди убегают, держа кирпичи, потому что они боятся за свою безопасность. Они резали людей, сжигали людей. Это было ужасно», — написала в Twitter директор Miss Earth SA Кэтрин Константинидес (Katherine Konstantinides) после фестиваля.
Большинство граждан даже не жаловались в полицию, поскольку понимало бесполезность затеи.
Можно также вспомнить обчищенные карманы и сумки шведских электронщиков Little Dragon, выступавших в Йоханнесбурге в 2015 году. И грабежи во время концерта Fat Freddy's Drop в 2016 году.
В августе 2018 года прошел фестиваль под открытым небом Oppikoppi. И ситуация была аналогичной. Только воровали походное оборудование (палатки, провиант, котелки и прочее) фанатов. Людям приходилось спать и жить несколько дней без необходимых вещей.
Свежие комментарии