На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Все о Музыке

4 995 подписчиков

Свежие комментарии

Громкие дела о плагиате в музыке: как их решали в суде и вне него

Судебные разбирательства в музыкальном мире – дело частое. Далеко не все конфликты удается урегулировать своими силами, поэтому артисты, их лейблы и представители обращаются к закону и порядку. Сейчас на слуху у всех скандал между Nirvana и Спенсером Элденом (Spencer Elden), мальчиком с обложки Nevermind. Подросший парень утверждает, что использование его фото в обнаженном виде незаконно, но, судя по всему, добиться ничего он так и не сможет. Копаться в грязном белье и таких спорных делах мы не будем, зато вспомним громкие разбирательства, связанные с плагиатом.

 

 

Chuck Berry (Чак Берри) и John Lennon (Джон Леннон) - 1973

Песни: You Can’t Catch Me (1956) и Come Together (1969)

 

Будучи одним из пионеров рок-н-ролла, Чак Берри оказал влияние на многих артистов. The Beatles совершенно не скрывали своей любви к нему и исполняли каверы на песни музыканта. Однако в начале 70-х, несмотря на свои нежные чувства, Леннону все-таки пришлось идти в суд. Когда музыкант писал Come Together, он черпал вдохновение опять же в творчестве Берри и позаимствовал строчку из его песни You Can’t Catch MeHere come a flat top (у The Beatles – here come old flat top) =Ты не можешь поймать Меня – Вот идет плоская вершина (у The Beatles – вот идет старая плоская вершина)  Издатель Берри Моррис Леви (Berry Morris Levy) посчитал этого достаточным для того, чтобы дать ход судебному делу. Но в итоге ситуацию удалось урегулировать вне зала суда: Леннон пообещал, что запишет три песни лейбла Big Seven Music для своего следующего альбома. На этом, правда, дело не закончилось.

Леннон сделал в итоге лишь два кавера: на Ya Ya Ли Дорси (Lee Dorsey) и на You Can’t Catch Me непосредственно. Леви заметил, что последний по своему звучанию ближе к Come Together, чем к оригиналу, потащил битла в суд и получил компенсацию примерно в семь тысяч долларов. Но и это еще не все. Выбирая песни для каверов, Леннон записал демо-кассету и отправил Леви, которую тот в итоге выпустил на своем лейбле. И снова суд: теперь уже Леннон, Capital Records и EMI получили около 110 тысяч долларов роялти, а сам музыкант еще и 35 тысяч компенсации за ущерб.

 

 

Rod Stewart (Род Стюарт) и Georges Ben Jor (Жорже Бен Жор) - 1978

Песни: Da Ya Think I’m Sexy (1978) и Taj Mahal (1972)

 

В 1972 году популярный бразильский музыкант Жорже Бен Жор (Georges Ben Jor) выпустил свой самый популярный альбом Ben, в который вошла в том числе и композиция Taj Mahal. Примерно в то же время Род Стюарт (Rod Stewart) в компании Элтона Джона и Фредди Меркьюри (Elton John and Freddie Mercury) приехал в Рио на карнавал, где и услышал Taj Mahal, которая, ввиду своей популярности, играла повсюду. Несколько лет спустя Стюарт выпустил свой супер-хит Da Ya Think I’m Sexy, Жорже Бен заметил сходства со своим треком и решил действовать. Стюарт оказался предусмотрительнее и сразу во всем признался, отметив, что, да, песня бразильца действительно запала ему в душу и, вероятно, сочиняя собственный трек, он вспомнил о ней, но сознательного плагиата не было. Сторонам удалось договориться на выплату Жорже Бен Жору роялти, которые в итоге были переданы в ЮНИСЕФ в качестве пожертвования.

 

 

Ray Parker Jr. (Рэй Паркер-младший) и Huey Lewis (Хьюи Льюис) - 1985

Песни: Ghostbusters (1984) и I Want a New Drug (1983)

 

Саундтрек к фильму «Охотники за привидениями» и по совместительству главный (и, вероятно, единственный) хит Рэя Паркера-младшего (Ray Parker Jr.) также стал предметом судебного иска – даже двух. Хьюи Льюис (Huey Lewis) посчитал, что Ghostbusters скопирована с его трека I Want a New Drug. Но дело тут не только в плагиате. Легенда гласит, что прежде, чем обратиться за саундтреком к Паркеру-младшему, создатели фильма просили Линдси Бакингема и Хьюи Льюиса (Lindsey Buckingham and Huey Lewis) написать заглавную песню, и оба отказались. Пока шел поиск другого автора, продюсеры использовали I Want a New Drug Льюиса в качестве временного музыкального сопровождения для некоторых сцен. Судя по всему, Паркеру показали этот же трек в качестве примера, когда он взялся писать песню. Стороны решили все вопросы во внесудебном порядке, одним из условий договора стал запрет на разглашение деталей дела.

Льюис нарушил его в 2001 году во время интервью VH1, в котором резко высказался не столько о самом Паркере, сколько об индустрии в целом. Паркер же обратился в суд, назвав комментарии Льюиса «лживыми» и «доставившими ему дискомфорт». Подробности разбирательства неизвестны, но в 2016 году Паркер рассказывал в интервью, что ему удалось получить с Льюиса денежную компенсацию.

 

 

Radiohead и The Hollies

Песни: Creep (1992) и The Air That I Breath (1974)

 

В 2018 году Radiohead выступили с обвинениями в адрес певицы Ланы Дель Рей (Lana Del Rey): якобы девушка в своей песне Get Free копирует их хит Creep. Интересно, что в 90-е сами Radiohead были призваны в суд из-за плагиата в той же самой песне. Авторы песни The Air That I Breath, Альберт Хэммонд и Майк Хейзелвуд (Albert Hammond and Mike Hazelwood), обратились в суд из-за того, что некоторые фрагменты из Creep напоминают их творение. По данным издания Time, судебное заседание состоялось, и авторы трека The Hollies отсудили у Radiohead приличную сумму денег, а Pitchfork утверждают, что соглашение было достигнуто за пределами суда. Так или иначе, Хэммонд и Хейзелвуд получили права соавторов песни и, соответственно, роялти.

Что до Ланы Дель Рей, то она предложила Radiohead 40% всех отчислений, но те отказались. Через несколько месяцев певица сообщила фанатам, что разбирательство закончилось, данные об авторах в базе Американского общества композиторов, авторов и издателей изменены не были.

 

 

Coldplay и Joe Satriani (Джо Сатриани) -2009

Песни: Viva la Vida (2008) и If I Could Fly (2004)

 

В 2008 году Coldplay возглавили чарт Billboard Hot 100 с песней Viva La Vida, что привлекло внимание гитариста Джо Сатриани (Joe Satriani). Музыкант утверждал, что трек частично копирует его инструментальную композицию If I Could Fly 2004 года. Сатриани подал иск с намерением потребовать от Coldplay возмещения убытков и часть доходов с продаж трека. В итоге ситуацию разрешили в досудебном порядке, и стороны компенсировали только судебные издержки.

Почти одновременно с Сатриани претензии к Coldplay из-за той же песни появились у Юсюфа Ислама (Yusuf Islam), известного как Cat Stevens. Тот был уверен, что Мартин и компания использовали в своем треке фрагмент его работы 1973 года Foreigner Suite. Однако Ислам группу в суд не потащил и, более того, простил ее, отметив в интервью, что скорее всего Coldplay «сплагиатили» его творение не нарочно.

 

 

Led Zeppelin и Spirit - 2014

Песни: Taurus (1968) и Stairway To Heaven (1971)

 

Ни для кого не секрет, что многие рок-иконы, в том числе и Led Zeppelin, открыто использовали в раннем творчестве блюзовые стандарты, однако дело вокруг Stairway to Heaven строилось вокруг другого источника. Рок-группа Spirit считала, что Джимми Пейдж (Jimmy Page) скопировал начало песни из их композиции Taurus 1968 года. В ходе судебного разбирательства эксперты отметили, что арпеджио Пейджа – это так называемое клише, которое широко использовалось для создания гармонии, и Taurus просто использовали его же. Этот суд стал самым длительным в истории музыкальных разбирательств, он длился шесть лет. В 2016 году Led Zeppelin одержали победу, но Taurus подали апелляцию, но ее отклонили. В 2020-м дело окончательно решили в пользу Led Zeppelin и закрыли

 

 

The Rolling Stones и The Verve - 1997

Песни: The Last Time (1965) и Bitter Sweet Symphony (1997)

 

Хорошо знакомое многим вступление к песне The Verve Bitter Sweet Symphony – это ни что иное, как сэмпл оркестровой версии трека The Rolling Stones The Last Time 1965 года. Реальное авторство фрагмента на момент релиза сингла указано не было, что привело к судебному разбирательству. Оно стало одним из самых сложных в истории музыки, и вот почему.

Песня The Rolling Stones была создана на основе записи традиционного госпела This May Be The Last Time, сделанной The Staple Singers в 1954 году. Однако авторами трека Роллингов считаются Джаггер и Ричардс (Jagger and Richards), они также присвоили себе психоделическую оркестровую версию трека, которую сделал Дэвид Уиттакер (David Whittaker) для The Andrew Oldham Orchestra. Как раз последняя имеет больше всего сходства с фрагментом из Bitter Sweet Symphony.

Одна из сторон утверждала, что The Verve использовали кавер, поэтому разрешения The Rolling Stones не требовалось. А вот основатель лейбла ABKCO Аллен Кляйн (Allen Klein) считал иначе. Победа осталась за последним, и в итоге все средства с продаж Bitter Sweet Symphony отправились в ABCKO (где вышел трек The Rolling Stones), а Джаггера и Ричардса стали указывать как соавторов. Двадцать лет спустя музыканты согласились убрать свои имена и передать все права The Verve.

 

 

Queen, David Bowie (Дэвид Боуи) и Vanilla Ice - 1990

Песни: Under Pressure (1981) и Ice Ice Baby (1990)

 

Under Pressure с одной из самых известных бас-линий в истории оказала большое влияние на поп- и хип-хоп мир, когда ее использовал в своем треке Vanilla Ice. Но и этот случай стал предметом судебного спора. В то время, как Under Pressure была посвящена давлению, которое испытывает современное общество, и воспевала любовь и надежду, трек Ice Ice Baby служил исключительно для самовозвеличивания его исполнителя. Тем не менее, это был первый хип-хоп сингл, возглавивший чарт Billboard Hot 100. На суде Vanilla Ice утверждал, что бас-линия – его собственная идея, ведь она отличается от той, что была у Боуи и Queen на одну ноту. Но эксперты не сочли эту разницу достаточно значительной. В итоге вопрос был решен во внесудебном порядке, а впоследствии Vanilla Ice признался, что ему оказалось дешевле выплатить авторам некую сумму, чем вложить средства в защиту в суде.

 

 

Marvin Guy (Марвин Гай), Robin Thicke (Робин Тик) и Pharrell Williams (Фарелл Уильямс) - 2014

Песни: Got to Give It Up (1971) и Blurred Lines (2013)

 

Одно из самых громких музыкальных дел 2010-х развернулось между наследниками Марвина Гая (Marvin Guy), поп-звезды Робина Тика (Robin Thicke) и хип-хоп артиста Фаррелла Уильямса (Pharrell Williams). Выпущенная в качестве сингла в середине 70-х песня Гая Got to Give It Up возглавила три чарта Billboard и была посвящена скромному парню и женщине, которая учит его танцевать. Blurred Lines же стал весьм спорным треком сам по себе, поскольку многие услышали в тексте намеки на домогательства и насилие. В итоге песню даже запретили к прослушиванию в стенах многих университетов Великобритании. Даже при беглом прослушивании Blurred Lines можно найти сходство в атмосфере и инструментовке с хитом Гая. В 2014 году наследники покойного певца обратились в суд, и на решение вопроса ушло три года. Представитель Гая доказал, что в песнях много одинаковых моментов, в том числе мелодия из десяти нот, которой в треке Марвина соответствует строчка «I used to go out to parties» (Раньше я ходил на вечеринки), а у Тика – «And that’s why I’m gon’ take a good girl» (И именно поэтому я собираюсь взять хорошую девочку). Отмечалось также и сходство в оркестровке и использовании «шума вечеринки» в обоих треках.

Суд признал Тика и Уильямса виновными, а наследники Гая получили около 5,5 миллионов долларов и половину отчислений с продаж Blurred Lines. В 2016 году Тик и Уильямс подали апелляцию, но снова проиграли.

 

 

Филипп Киркоров и Didier Marouani (Дидье Маруани), Gilbert Sinue (Жильбер Синуэ)

 

Филипп Киркоров известен своей любовью к заимствованиям чужих треков, вот только доказать это в суде пока не удается. В 2016 году жалобу подал французский исполнитель Дидье Маруани (Didier Marouani), утверждая, что Киркоров и композитор Попков использовали фрагмент из песни Symphonic Space Dream в треке «Жестокая любовь». Иск был отклонен, и в 2019 году Маруани еще раз обратился в суд и потребовал компенсацию в размере 272 миллионов рублей. И снова потерпел неудачу.

Еще один иск против короля российской эстрады направил Жильбер Синуэ (Gilbert Sinue), французский композитор, написавший песню Helwa Ya Baladi для певицы Далиды (Dalida). Он считает, что Киркоров сплагиатил его творение в песне «Шелковая нить». В 2017 году его иск отказались рассматривать, поэтому он подал заявку в ЕСПЧ. Композитор изначально настаивал на исключении песни из сетлистов и ротаций, а также требовал компенсацию в размере 15,5 миллионов рублей. После долгих и упорных разбирательств Киркоров снова оказался в выигрыше.

Картина дня

наверх