От классики вокального джаза и до современных интерпретаций — путь долгий, контраст сильный
Жанры крутились-вертелись, пока совсем не перемешались. И вот уже стало нормой, что наряду со Старой школой в категории «джаз» встречаются самые причудливые и замысловатые мотивы. Это как новые тенденции у современных кутюрье: то, что раньше встречалось публикой со словами «да я это даже примерять не стану», теперь стало неотъемлемой частью гардероба у каждого.
Джаз — это больше, чем стиль музыки. Это стиль жизни, мышления и восприятия мира. И если отталкиваться от такой точки зрения, то все эти перемены становятся вполне объяснимы. Джаз — в основе основ, его ни изменить, ни заменить. Остальное, во всем своем многообразии — кружева восприятия жизни каждой отдельной личности, на которые неизбежно накладывается отпечаток окружающего мира. Видение меняется с поколениями, макраме из аккордов и семплов сплетаются в новые узелки. Но не было бы нити — ничего бы не вышло.
Bing Crosby — «Bing At The Movies (Volume 1)»
Слушая этот альбом, не хочется никаких битв — он умиротворяет любое поколение. И если бы стояла задача описать его одной строкой, то на ум приходит сплошная тавтология, типа «Классическая классика в классическом исполнении». Ну а как по-другому?
Великий Кросби (Crosby), как отец и основоположник джазового вокала, наблюдает за нашей битвой со стороны с небрежной улыбкой. Достиг всего, о чем может мечтать творческая личность. Получил все, что хотел от жизни, и «Оскар» в придачу. Певец и актер, одна из икон Голливуда, его песни по сей день называют «вечнозелеными». Ретро-свежесть, с которой он сквозь года доносит нам свои хиты, не может оставить равнодушной.
Этот альбом — сборник его кинохитов, которые переносят нас в 50–70-е годы прошлого века. Каждый трек хорош по-своему, со своими оттенками и непременным послевкусием черно-белого романтичного кино. Более того, лейбл умудрился отыскать очень редкие записи, которые впервые представлены широкой публике. Из 16 треков в альбоме таких редки[ записей — ровно половина! Также этот альбом включен в целую серию релизов, которая посвящена юбилею — 120 лет со дня рождения Великого Бинга Кросби (Bing Crosby).
Машина времени, которая запускается вместе с нажатием кнопки «play», давно изобретена. А этот альбом — одна из тех деталей, без которой путешествие будет невозможным.
Kassa Overall — «Animals»
Так, сразу предупреждение: не пугаемся обложки альбома, не пугаемся первого трека, сохраняем спокойствие. Спокойствие, которого порой не хватает современным джазовым исполнителям. Но вдруг в этом и есть смысл?
Пожалуй, это один из самых альтернативных подходов к джазу, которые когда-либо встречались в наших подборках. Порой настолько, что сложно отыскать ту самую путеводную нить, которая неизменно дает понимание жанра. Но кто говорил, что будет легко? Такая она, современная Новая школа.
Вообще-то, Касса Оверолл (Cashier Overall)— джазовый барабанщик. Но творчество искало новые пути, и альбом «Animals» получился очень показательным: его можно считать одним из олицетворений симбиоза фри-джаза и хип-хопа. Конечно, двумя жанрами здесь не обошлось. Можно слышать много грува, много сэмплов и скрэтча, речитатива и криков животных (название альбома обязывает), которые Касса вплетает в партии живых инструментов, и даже симфонические основы.
Альбом, прямо скажем, не из простых к восприятию. Тем не менее, для битвы стилей и поколений это именно то, что нужно: разница с творчеством Кросби здесь близится к критической. Но читатель может возразить: да таких самородков сейчас на каждом шагу. Что же теперь, каждого из них приравнивать к общепризнанным иконам?
Конечно, каждого не стоит. Но Касса не так прост, как может показаться на первый взгляд. По крайней мере, музыкальные критики весьма одобрительно кивают в его сторону, а гастрольный тур расписан на много месяцев вперед. Это может говорить только об одном: его музыка популярна, востребована и продолжает развиваться. Новая школа пришла со своими, новыми критериями, которые порой так же сложны, как и треки из этого альбома.
Cory Henry — «Live At The Piano»
«Человеческий голос настолько силен! Когда я пою, это как бы дополнительный способ установления связей и общения с людьми, выходящий за рамки того, что я могу делать, просто играя на рояле», — говорит Кори (Cory) в одном из своих интервью. И вроде бы название альбома не подразумевает вокал, но в реальности все с точностью наоборот.
Начнем с атмосферы: альбом записан лайвом, из клуба, со зрительным залом, масштабом и прочими аудиофильскими радостями. Этот же момент сыграл в большой плюс к эмоциональности происходящего, так как живой инструмент и живой голос, без излишнего вмешательства мастеринга, звучат невероятно реалистично.
Кори Хенри (Corey Henry), автор и исполнитель треков из этого альбома — весьма подходящая кандидатура для нашей битвы. Выступает он на стороне олдскула, джазовая основа которого красной нитью вплетена в его творчество. Да, здесь есть и вкрапления фанка с соулом, и даже блюзом веет кое-где — но от того классическое исполнение альбома становится только краше. Тем более, что автор «в ударе»: тылы прикрывают «Грэмми» и совместные выступления со знаменитыми джазовыми музыкантами. Впереди — только творчество и свет, тот самый light, которым пронизан каждый его трек.
Композиции варьируются от печально-романтичных до весело-задорных и блюзово-ритмовых, которые заставляют встать с дивана только для того, чтобы удобнее было топать ногой в такт. Такт, кстати, судя по всему, здесь задает бас-бочка, и она очень уместно придает пунктуационную основу происходящему. Зрители, кстати, тоже помогают — сами услышите.
Отдавшись на минутку во власть личных предпочтений — подобные альбомы чаще всего проходят мимо коллекции. Но этот — своеобразная прививка от Кори, которая в будущем поможет внимательнее относиться к подобным лайвам.
Speakers Corner Quartet — «Further Out Than The Edge»
Этот альбом — как отсылка к примеру бескорыстности, великодушия и доброты от Новой школы. Конечно, идти с такими ребятами на битву стилей не самый лучший вариант. Но, с другой стороны, им все-таки есть, что противопоставить машине времени от Старой школы.
Когда видишь в названии группы слово «квартет», ожидаешь чего-то более-менее привычного, струнно-симфонического, камерного. Здесь все по-другому: и инструменты, и аранжировки, и стиль. Но джаз слышно, он читается, сочится виолончелями сквозь бит, звенит перкуссией рядом с синтезатором, струится вокалом рука об руку со скрипкой.
В составе группы четыре человека, имена которых долгое время были в тени, или были известными, но в достаточно узких кругах. Дело в том, что изначально эти ребята занимались продюсированием и наставлением молодых музыкантов в рамках молодежных музыкальных проектов. Но со временем это благое дело дало свои плоды, и эти четверо получили статус квартета, тем самым объединив уникальный опыт и наработки, которых скопилось немало за эти 10 лет.
Можно считать, что в правилах Новой школы иметь в своем творчестве отсылки к хип-хоп культуре. Этот квартет не стал исключением, но и образцом для исследования слияния джаза и хип-хопа тоже не стал. Жанры сплетаются размеренно, где-то уходя в крайности джаза, а где-то акцентируя речитативную составляющую. Но есть и достаточно мелодичные, спокойные треки, без агрессии и навязчивости. Это не самый глубокий андеграунд, скажем так. Он приятен на слух, внимателен и уважителен к слушателю. Скорее всего, с таким подходом наша битва стилей закончится уютными посиделками у камина. Но нас такая развязка вполне устраивает.
Свежие комментарии