GCOM "E2-XO"
Это может быть неочевидно с первого взгляда, но GCOM – это сокращение от Global Communication. Да-да, после возвращения к концертной деятельности, Том Миддлтон (Tom Middleton) решил продолжить историю новым материалом. Но всё же Global Communication были дуэтом, второй участник которого Марк Притчард (Mark Pritchard) уже давно живёт в Австралии, так что для новых соло-записей Том выбрал другое название, намекающее на преемственность. По правде говоря, в музыкальном отношении GCOM тоже не назовёшь прямым наследником Global Communication, а точнее сказать, продолжения идей "76:14" здесь примерно на четверть хронометража. Начнем с того, что "E2-XO" длится больше полутора часов, и это "концептуальный альбом". За это время Том успевает поиграть пафосной саундтрековой симфо-электроники (довольно неубедительно), мечтательного гэрриджа в духе Clubroot (весьма неплохо), драм-н-бейса (средне), экспериментально-шумовых интерлюдий (неясно зачем) и, собственно, величественного эмбиента (гениально). В общем, налицо популярная проблема "хорошему автору отчаянно требуется редактор", но здесь вроде бы за спиной Тома стоит мощный и придирчивый "!K7". Короче, одни вопросы. Если бы Миддлтон выпустил 40-минутный герридж-альбом, а потом отдельно 20-минутную эмбиент-ЕР с двумя последними треками с альбома, то уж она точно была бы в лучших релизах года. А всё вместе скорее сбивает с толку.
Keiss "The Things We Don't Notice"
К многочисленным достоинствам архангельского музыканта Стаса Ковалева добавляется способность стабильно держать очень высокую планку. После четырех дисков за пять лет на британском лейбле Touched Стас перебрался на испано-аргентинский Diffuse Reality, и выпустил, наверное, лучший свой альбом. Если от его более ранних записей веяло future garage-ритмами и балеарскими мотивами, то "The Things We Don't Notice", как и предыдущий диск "Urban Utopia" – это уже классический IDM. Причем "The Things We Don't Notice" звучит еще более интровертно, созерцательно и меланхолично, а порой и пронзительно-печально. Ближайшие ориентиры – Arovane периода "Atol Scrap", Кристиан Кляйне (Christian Kleine) времен своих первых релизов для Morr Music или даже пластинки с Neo Ouija начала нулевых вроде Seven Ark. Разница в том, что музыка Keiss чуть более многослойна, в ней есть та самая "высокая чёткость" и обилие скрытых деталей, характерное для IDM новой волны.
Inner Square "Little Things"
Еще один российский релиз, на этот раз от московского дуэта. Inner Sphere уже успели выпустить полтора десятка релизов в разных форматах, на которых чаще всего обыгрывали спейс-тему, подходя к ней то со стороны небыстрого транса, то со стороны диско, то со стороны абстрактного электро в духе лейбла Elektrolux. При этом один из участников проекта Михаил Тысик в нулевые издавал пластинки на лейбле Solaris – том самом, что в девяностые заслуженно считался одной из колыбелей местной электроники, и выпускал винилы Cool Front, Conservators и Introtom. "Little Things" тоже в каком-то смысле наследует линии "электролюкса", как минимум ритмически. Медленное электро, даб и даунтемпо – всё это здесь крепко замешано с эмбиентом, космо-электроникой и триповой гитарой в духе Стива Хилледжа (Steve Hillage). Ближайшие ориентиры – Saafi Brothers и сольный Gabriel Le Mar, пластинки с лейбла Behind The Sky и первый сборник из серии "Freezone".
Black Marble "Fast Idol"
Четвертый альбом человека-оркестра из Бруклина Криса Сюарта (Chris Stewart), который играет ужасно милые и несколько меланхоличные песни, аранжированные в духе "кассетного" лоуфайно-синтезаторного звука 80-х. Первые два альбома звучали так, что за шумом и ревером песен было почти не разобрать, но к третьему альбому (а "Fast Idol" – уже четвертый) Криса вырулило во вполне конвенциональный лоу-фай поп. Аналогии приходят на ум самые разные, и самая очевидная из них – The Radio Dept с их сладкой грустью, разве что в музыке Black Marble куда больше солнца. А можно и группу Молчат Дома вспомнить (между прочим, коллег по лейблу), которые звучали бы так, если бы вросли не в постсоветском Минске, а где-нибудь на калифорнийском побережье. Хитов на "Fast Idol" может и поменьше, чем на "Bigger Than Life", но впечатления от пластинки всё равно самые лучшие. Поп-музыка здорового человека – дело нынче редкое.
MLO "Oumuamua"
Компиляция"Virtual Dreams"со всякого рода эмбиентом и прочей чиллаутной музыкой середины 90-х, изданная на MFM год назад, оказалась не просто отличным релизом, а еще и началом одноименной серии. Продолжает её антология британского дуэта MLO – одного из многочисленных начинаний Джона Тая (John Tye), которого мы знаем по лейблу Lo Recordings, а также по проектам Brain MachineиSeahawks. Сейчас принято скорее переиздавать классические релизы целиком (и альбом MLO"IO", вышедший в 1994-м на Rising High, вполне бы этого заслушивал), но Music From Memory предпочитает сборники, в которые по возможности включает и неизданные треки. Здесь вышло именно так, причем среди многочисленных "анрелизов" (из 14 треков ранее публиковалась от силы половина) у Тая и Смита нашлось даже несколько совместных вещей со Spacetime Contunuum. Как это звучит объяснять, наверное, не надо – перед нами классический образчик эмбиент-техно, мягкой и абсртактной "космической" чиллаутной музыки, в которой всё же есть бит. Танцевать под него получится едва ли, а вот покивать головой – вполне.
Lone "Always Inside Your Head"
Полнометражных релизов Мэтт Катлер (Matt Cutler) не выпускал аж 5 лет, со времен практически рейвового диска "Levitate" для R&S Records. С тех пор он правда успел запустить собственный лейбл Ancient Astronauts и издать на нем несколько часов собственного архивного материала (весьма, надо сказать, достойного). Появление Мэтта на лейбле Greco Roman, близком к группе Hot Chip, вроде бы и неожиданно (здесь скорее предпочитали более "попсовую" музыку), но с другой стороны лондонская музыкальная тусовка в меру известных электронщиков – это сообщество довольно тесное. По звучанию "Always Inside Your Head" – это развитие лучшего, что было в серии ЕР "Ambivert Tools", которую Катлер выпускал в 2017-2018 годах. Мечтательный балеарик и балеарик-брейкс, уходящий корнями куда-то в девяностые – не то к Salt Tank, не то к Way Out West времен "The Gift", не то к ранним сборникам серии "Café Del Mar". Требуйте на танцполах брейкбит-вечеринок в районе шести утра.
Herbert "Musca"
Мэтью Херберт (Matthew Herbert)в последнее время настолько увлекся концептуальным искусством (где главное задумка, а не то, как это звучит), что показалось, будто музыка как таковая его уже не интересует, и он до конца дней своих будет жарить трубу в кляре, сочинять странные оперы и записывать звуки невинно убиенных свинок. Но оказывается, не всё потеряно – то ли Мэтью сам подустал от концептуализма, то ли (скорее всего) подустала его публика, но как бы то ни было на "Musca" он триумфально возвращается к корням и выдает больше часа отборного софисти-хауса с вокалом, построенного на самосэмплировании и обилии живых инструментов в аранжировках. Альбом идеально встает в линейку, начатую альбомом "Around The House" и продолженную "Bodily Functions", а затем и "Scale".
Rockets "Alienation"
Представьте себе, что Pink Floyd вдруг опубликовали альбом, записанный между "Dark Side Of The Moon" и "Wish You Were Here", но пролежавший в загашниках 40 лет. Не можете? И правильно. А вот в мире синтезаторного диско такое возможно – легендарные французы Rockets с ловкостью иллюзионистов достали из рукава пластинку, записанную в 1981-м (ну то есть на самом пике их творческой формы) и задуманную как продолжение альбома "Galaxy". Здесь всё по классическим рецептам – спейс-рок, смешанный с диско в пропорции примерно один к трем. С одной стороны – живые ударные, гитары и вокал (в одном из треков даже солирует зашифрованный британец Jonny X, в котором подозревают то Лайдона, то Страммера), с другой – ритм-машины, вокодер и невероятно породистые клавиши. Может это и не лучший альбом в истории группы, но как минимум достойное дополнение к канону.
Markus Guentner "Extropy"
20 лет назад Маркус Гюнтнер (Markus Güntner) дебютировал с альбомом "In Moll" на лейбле Kompakt – старт, лучше которого в то время было не придумать, но всё же для главного форпоста тек-хауса немец звучал слишком уж неформатно. В первые лет десять в его музыке то и дело проскальзывал хаус-бит, но содержательной начинкой его треков всегда был этакий симфо-дрон, полученный при помощи многократного наложения утопленных в реверберации петель. Года до 2015-го Маркус еще странствовал по лейблам, отметившись альбомами на голландском Sensing Orbs и бруклинском Moodgadget, бывшим тогда чем-то вроде фарм-клуба Ghostly International. Но с середины прошлого десятилетия Гюнтнер подписан на ASIP, и "Extropy" – уже четвертый его релиз для лейбла. Здесь Маркус развивается уже вполне линейно, прибавляя лишь в плотности и насыщенности. ASIP в последнее время достаточно разнообразен по формату, но "Extropy" – это примерно тот звук, что принято ассоциировать с лейблом еще с начала 2010-х, величественный и гармоничный Эмбиент с большой буквы "Э". Никакого бита, никакого грува, никакой пульсации. По динамике эта музыка напоминает движение моря, но не волны прибоя, а скорее приливы и отливы.
Dryft "From Stasis"
Босс лейбла n5MD Майк Каду (Mike Cadoo) делит собственное творчество на три ипостаси. Под собственным именем он издает эмбиент, под псевдонимом Bitcrush – нечто более гитарное (пост-рок и шугейз), а Dryft посвящен IDM. Музыка проекта определяется двумя векторами: первый – мрачные и величественные симфонические текстуры, второй – максимально тяжелые индустриальные ударные, скатывающиеся в лязг и скрежет. С чего-то подобного 30 лет назад IDM начинался, и с тех пор жанр успел съехать в гораздо более мягкое звучание, где всё скорее трещит и щёлкает, нежели грохочет. На этом фоне опыты с "индустриальной классикой" звучат как божественная музыка сфер – тут вам и масштаб, и красота, и эмоция.
Свежие комментарии