На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Все о Музыке

4 995 подписчиков

Свежие комментарии

Bryan Ferry and His Orchestra «Bitter-Sweet»: Дедушкин оркестр как поп-эксперимент

Альбом Брайана Ферри "Bryan Ferry and His Orchestra «Bitter-Sweet» можно рассматривать как самоценную работу и удивляться тому, что еще есть артисты, позволяющие себе подобную широту и содержательность творческого эксперимента.
обложка альбома ​Bryan Ferry and His Orchestra «Bitter-Sweet»
обложка альбома ​Bryan Ferry and His Orchestra «Bitter-Sweet»

Не каждый всемирно известный и признанный в том же масштабе современный музыкант способен даже после долгой и абсолютно успешной карьеры записать альбом, который смог бы вместить в час звучания весь его творческий путь. Причем неважно – в облике ли участника именитой группы или сверхуспешного сольного артиста. У лидера Roxy Music Брайана Ферри это случилось аж на 47 году карьеры в грамзаписи – хотя, может быть, и не столь очевидным образом, как этого хотелось бы некоторым.


Вспоминая известную фразу британского премьер-министра Уинстона Черчилля, успешная карьера Roxy Music и самого Брайана Ферри – это «загадка внутри загадки, завернутая в загадку». Начнем с того, что в далеком 1972 году Roxy Music своим безымянным дебютным альбомом полностью предвосхитила звук и даже визуальную эстетику «новой волны» как не то что музыкального, но и общественного явления. Причем до появления самого термина «новая волна» оставалось добрых шесть лет, а до дебютов групп, моделью для которых стало творчество «Рокси» – и того больше. То есть у музыкантов хоть Duran Duran, хоть Spandau Ballet были все основания для того, чтобы превозносить Ферри как настоящую поп-икону и вообще крестного отца всей коммерческой новой волны и поп-музыки 80-х годов в целом. С другой стороны, эксперты никогда не считали Roxy Music за развлекательную группу – как минимум до 1976 года их музыку определяли как арт-рок, не больше и не меньше!

Параллельно с ролью лидера Roxy Music Брайан Ферри вел весьма плодотворную сольную карьеру, и уже в 1973 году ошарашил мировое музыкальное сообщество альбомом «These Foolish Things», вошедшая в который веселушная кавер-версия любимого автора Брайана, Боба Дилана (уже одно это звучит странно) «A Hard Rain's A-Gonna Fall» просто выбесила чересчур серьезных и все еще революционно настроенных музыкальных экспертов по обе стороны Атлантики. Для нас важнее другое – титульный трек «These Foolish Things», и сейчас слушающийся как не самое утонченное издевательство над канонами традиционной французской эстрады, оказался краеугольным камнем великого поп-эксперимента Брайана Ферри. Того самого эксперимента, который даровал нам и откровенно стебовый сладчайший кавер Roxy Music на пьесу Джона Леннона «Jealous Guy» (1981), и массу столь любимых в первую очередь прекрасным полом сольных хитов Ферри с 1985 года и далее и, в конечном счете, сам альбом «Bitter-Sweet».


Понятно, что без личной тяги Брайана Ферри к некоторому розыгрышу даже в немузыкальных сферах его творчество было бы не вполне состоятельным – всем известна байка о том, что Ферри «является сыном старомодных и почтенных родителей, в доме которых не было электричества». То есть создается впечатление, что наш герой – сын какого-то лорда-эксцентрика, на деле же – простого шахтера (!), у которого просто не было денег на обзаведение тем самым электричеством. Да и трудовой путь Брайана Ферри начинался с работы механиком лебедки на шахте… Исходная фраза истинна, просто не о шахтерах мы думаем, читая ее. Вот таково же и как минимум сольное творчество музыканта – мы видим за смокингами Ферри и потрясающе красивыми аранжировками, исполненными музыкантами мирового класса, сплошную роскошь, негу и вообще жизнь высшего общества, а что там на деле – никому, кроме самого Брайана Ферри, неведомо. Одновременно было бы упрощением сказать, что сольные альбомы артиста – это сплошная фига в кармане (тогда получается, что работы Roxy Music – фига лишь частичная), но трудно не узреть невероятной самоиронии всех без исключения работ Брайана, хоть с группой, хоть сольно. Все это необходимо держать в уме и при прослушивании «Bitter-Sweet».

Получается, что правы английские критики, сообщающие о том, что «только Брайану Ферри под силу аранжировки сольного материала и номеров Roxy Music в духе европейского поп-джаза 1920-х годов». Более того – в его исполнении такой странный, мягко говоря, материал не слушается безвкусицей и пошлятиной. Хотя надо помнить и о том, что для Ферри «Bitter-Sweet» – это второй подход к снаряду: первым был полностью инструментальный альбом «The Jazz Age» (2012) под именем состава The Bryan Ferry Orchestra, куда вошло 13 инструментальных переработок номеров автора 1972-2010 годов в стилистике опять же 1920-х. Но инструментальные работы даже музыкантов такого калибра, как Брайан Ферри, трогают в наш век лишь сердца серьезных критиков, и «Bitter-Sweet» оказался скорее вокальной работой с потрековым счетом 8:5. Естественного интереса музыканта к поп-музыке былых эпох на сей раз оказалось мало – источником вдохновения для «Bitter-Sweet» послужила его работа над сериалом «Вавилон-Берлин» для стримингового сервиса Netflix, повествующим о декадентских 1920-х в германской столице. Плюс «Bitter-Sweet» продолжает многолетнюю сагу Брайана Ферри об умении балансировать между серьезным и несерьезным, между искусством для избранных (точнее – остро желающих ощутить себя избранными) и тем, что на грани XXI века назвали постмодернизмом, только в его предельно «опопсованной» ипостаси.


Творческий подход Ферри к знакомой как минимум его поклонникам музыке остается совершенно уникальным – «Bitter-Sweet» подлежит прослушиванию целиком, вне зависимости от стилевых предпочтений слушателя. Американские эксперты, словами пересказывающие, как и в случае с «The Jazz Age», инструментальные аранжировки чуть не каждой пьесы альбома, в корне неправы – это вовсе не тот случай, когда музыке надлежит внимать с серьезным лицом.

Если вы знакомы с песенным каталогом Roxy Music, то не свалитесь со смеху под стол, слушая инструментальные ретро-версии «Dance Away» (1979) или «Limbo» (1987) и не возмущайтесь возрастным изменениям в голосе Ферри при исполнении им собственных хитов былого. В противном случае просто слушайте «Bitter-Sweet» как самоценную работу и удивляйтесь тому, что не перевелись еще в наши годы артисты, позволяющие себе подобную истинную широту и содержательность творческого эксперимента. Впрочем, таким экспериментатором Брайан Ферри был всегда – трудно ожидать новаций от почтенного джентльмена, разменявшего не столь давно свой восьмой десяток.





Картина дня

наверх