Празднуя свое 50-летие (23 марта 1973г.)новым альбомом и национальным туром, Беверли Найт (Beverley Knight) размышляет о своих последних тридцати годах на переднем крае британского соула.
“Я британская соул-певица, так что есть хороший шанс, что через год я стану бывшей или даже почти бывшей”, - сказала Беверли Найт The Guardian в 1995 году. Пытаясь пробиться сквозь безумие брит-попа, 22-летняя Найт знала, что ей предстоит нелегкая битва за признание со стороны британских СМИ.
К счастью, Найт осталась поблизости. Сегодня, в возрасте 50 лет, она является одной из самых известных соул-певиц Великобритании, отмеченной наградами звездой музыкального театра и, совсем недавно, телеведущей прайм-тайм в программе ITV Starstruck. Найт занимается продвижением своего нового альбома The Fifth Chapter, который в настоящее время входит в топ–10 официальных чартов, в преддверии своего национального тура.
“Все еще кажется невероятным, что голос Беверли Найт доносится из Вулверхэмптона”, - однажды написал обозреватель Telegraph. И все же именно там все началось для Найт, урожденной Беверли Энн Смит (Ann Smith), выросшей родителями с Ямайки в строгой семье пятидесятников. Как и многие великие соул-исполнительницы, ее вокальные навыки оттачивались в церкви, позже дополненные изучением ее “неофициальных преподавателей вокала” Ареты Франклин, Чаки Кхан и Уитни Хьюстон (Aretha Franklin, Chaka Khan and Whitney Houston). Найт имела некоторое представление о музыкальной индустрии через своего двоюродного брата – музыканта и продюсера Don-E, – хотя и не была уверена, что когда-нибудь впишется в лондонскую соул-сцену в качестве “деревенской деревенщины из Вулверхэмптона”.
Неудивительно, что Найт черпала вдохновение у соул-певца Джаки Грэма (Jaki Graham), соотечественника британца с Ямайки, выросшего в Мидлендсе. “Встреча с ней в центре Вулверхэмптона [в возрасте 11 лет] стала для меня настоящим переломным моментом”, - говорит Найт. “Этот мир стал мне близок. И я знал, что смогу это сделать”. Позже Найт записал кавер на хит Грэма 80-х ‘Round and Around" на ее альбоме Soul UK 2011 года, наряду с материалами других ее британских соул-групп Omar, Loose Ends и Soul II Soul.
"Беверли Найт: сможет ли она избежать проклятия британской соул-дивы?" обратилась к The Guardian вскоре после выхода ее дебютного альбома 1995 года The B-Funk на независимом лейбле Dome Records (который изменил фамилию Найт с “Смит”). The Guardian перечислила таких певиц, как Дина Кэрролл, Шара Нельсон и Мика Пэрис (Dina Carroll, Shara Nelson, and Mica Paris), которые изо всех сил пытались перебраться в Штаты, размышляя, может ли Найт добиться большего успеха. Тем не менее, для Найт успех внутри страны казался столь же желанным. Хотя Новое звучание The B Funk с оттенком свинга было хорошо воспринято - первый сингл "Flavour of the Old School" даже стал неожиданным клубным хитом - он оставил лишь слабый коммерческий след.
“Я знала, что переживаю очень трудные времена”, - говорит мне Найт, представляя Британию, “окутанную” брит-попом. “Дело было не только в том, что музыкальная индустрия не рассматривала [R&B] как правильную музыку, они были "против" того, что мы делали. Несколько лет спустя у вас была ‘Крутая Британия’. Мы [чернокожие британские артисты] не были частью этого. Мне просто казалось, что я пробираюсь сквозь патоку”. Она знала, что ее таланты лучше всего проявляются на живой сцене, что требовало от нее ухода из подпольных клубов. Она откликнулась на предложения EMI Parlophone, ярого сторонника превосходства бритпопа, и подписала с ними контракт после того, как ясно выразила свои ожидания: “Я [сказала Parlophone]: "Вам нужно смотреть на меня так, как вы смотрите на Blur, как вы смотрите на Radiohead. Что у меня получается лучше всего, так это на сцене”.
Ее второй альбом Prodigal Sista (1998) сочетал в себе юношескую энергию Би-фанка с более суровыми нотами. Ведущий сингл "Made it Back" напряг вокальные мускулы Найт, в то время как "Sista Sista" раскрыла большую глубину ее текстов. “Я была в задумчивом и мрачном настроении, когда писала [”Sista Sista“]”, - объясняет она, восхищаясь успехом в чартах британской R & B исполнительницы Шолы Амы ( Shola Ama) с песней "You Might Need Somebody", в то время как "думала [о] том, как сильно я хочу летать". Она также сотрудничала с Карлом Макинтошем (Carl McIntosh) из Loose Ends над тлеющим "The Need of You’.
Успех Найт на телевизионной премии MOBO Awards – два года подряд он получал награды за лучшее R & B выступление и лучший альбом для Prodigal Sista – вызвал некоторый интерес со стороны основных СМИ. “Я разрушила многие их ожидания”, - отмечает она. “Они думали, что я буду капризной, агрессивной, разбирающейся в уличной жизни, всей этой стереотипной чушью”. Прозвища вроде "Королева британского R & B" и "Королева британского соула" были быстро применены к Найт, хотя ей удавалось сохранять хладнокровие. “Такого рода титулы мимолетны”, - замечает она. “Это как эстафетная палочка в эстафете”. Опираясь на свои успехи, Найт сосредоточилась на том, чтобы охватить более широкую аудиторию своим третьим альбомом.
Ее прорыв произошел с песней "Shoulda, Would, Coulda". Написанная совместно с кантри-автором Крейгом Уайзманом (Craig Wiseman) в виде баллады в стиле Тедди Пендерграсса (Teddy Pendergrass), Найт была вдохновлена своим лейблом записать песню в более подходящем для радио мидтемпе. Неохотно, она подчинилась и была приятно удивлена, когда "Shoulda Woulda Coulda" вошла в Топ-10 Великобритании в марте 2002 года. Альбом Who I Am, включающий в себя карибскую композицию "Вставай!"(‘Get Up!) и минималистскую балладу "Gold", также попал в Топ-10. “Именно тогда людям было не все равно”, - улыбается Найт. “Это было в новинку для меня”.
Она перешла на поп-рок-звучание для четвертого альбома Affirmation (2004). “Это было абсолютно органично”, - говорит Найт об этом звуковом сдвиге, указывая на свое сотрудничество с Крисом Мартином (Chris Martin) из Coldplay (который был соавтором поп-баллады "First Time") и автором песен Гаем Чемберсом (Guy Chambers). Ее партнерство с Чемберсом (Chambers) принесло лидирующий сингл "Come As You Are", который достиг 9-й строчки и остается самой высокой песней Найт в чартах. “Я все еще слышал ее в духе соула”, - заявляет Найт, сравнивая грув песни с песней Sly & the Family Stone "Танцуй под музыку" (Dance to the Music). “Моя наивность заключалась в том, что все остальные услышали бы это так, как услышала я”.
Скорее, Найт вспоминает, как “Черное радио, специализированное радио смотрело на меня искоса”, критикуя ее за потворство более распространенным вкусам белых. “Это совпало с тем, что я очень громко заявила о своей поддержке ЛГБТК-сообщества”, - добавляет она, называя свое союзничество причиной дальнейшего отчуждения от элементов экосистемы черной музыки. На самом деле аффирмация была в значительной степени вдохновлена потерей близкого друга Найт Тайрона Джеймисона – гея, который умер от болезни, связанной с ВИЧ. “Это было чертовски больно, - признается она о приеме альбома, - потому что я все еще переживала травму от потери [Тайрона]”.
Найт также пришлось бороться с предвзятым отношением основных СМИ к британской голубоглазой душе. Это несколько притупило влияние ее следующего альбома Music City Soul (2007), который вышел после "Back to Black" Эми Уайнхаус (Amy Winehouse) (2006) и предшествовал бурным дебютам Адель и Даффи (Adele and Duffy). Найт высоко оценивает таланты этих певцов, но направляет свой гнев на средства массовой информации за то, что они игнорируют творчество чернокожих британских артистов, таких как Хил Сент-Соул и Терри Уокер (Hil St Soul and Terri Walker). Тем не менее, Music City Soul – земная пластинка, вдохновленная соулом 60-х, – содержала некоторые из лучших работ Найта, от исповедальной "No Man's Land" до рок-соул-палача ‘Black Butta’.
Несмотря на успешный пробег, Найт в конце концов разорвала свои отношения с Parlophone. “Я бы не подписала сделку с 360 [где лейблы получают долю дополнительных доходов]”, - твердо заявляет она. “Все в моей карьере просто казалось таким тяжелым. Итак, я подумала: ”Хорошо, тогда я просто сделаю это сама"."Вместе со своими тогдашними менеджерами Найт стала соучредительницей собственного лейбла Hurricane Records, выпустив два альбома: 100% (2009) и Soul UK (2011). Песня "Square Peg" на 100% передала чувство вытеснения Найт, потерявшей часть своей основной аудитории, но в то же время слишком черной, женской и душевной для мейнстрима. “Я знал, кем я был в музыкальном плане… но я чувствовала, что никуда не подхожу”, - вздыхает она.
Разветвляясь, Найт выбрала для себя параллельную карьеру в музыкальном театре. В 2013 году она взяла на себя главную роль Рэйчел Маррон (Rachel Marron) в вест-эндской экранизации "Телохранителя". Найт помнит “удивленно поднятые брови” индустрии музыкального театра, но реальность была такова, что немногие исполнители могли исполнить песни Уитни Хьюстон (Whitney Houston) с такой вокальной мощью, которой обладал Найт. Затем последовали номинированные на премию роли в фильмах "Мемфис" и "Девушка из бродяг". В этом году она получила премию Оливье за свое захватывающее выступление в фанк-соул-мюзикле "Сильвия", сыграв лидера суфражисток Эммелин Панкхерст.
Перефразируя один из ее второстепенных хитов, Найт поддерживала огонь своей карьеры. Она празднует свое 50-летие с альбомом The Fifth Chapter, созданным под влиянием танцев и диско, ее первым студийным альбомом после Soulsville 2016 года и ее крупнейшим национальным туром на сегодняшний день. Найт наиболее раскованна во время выступлений вживую, даря зрителям душевную непринужденность Ареты, эластичный диапазон Чаки и поп / R & B–нотки Уитни - но со свирепостью и рвением, которые отчетливо присущи “Бев” (Bev), что видно на ее концертном альбоме BK25 (2019).
Найт говорит, что самым большим достижением в ее карьере является то, что она “все еще здесь” – немалый подвиг, учитывая трудности, присущие темнокожей британской солистке. Своим долголетием она обязана собственному таланту, разнообразию звучания и мастерства, а также целеустремленности. “Годы спустя я на самом деле рада, что никуда не вписалась”, - размышляет она. “Я помещаюсь в отверстие в форме меня”.
Свежие комментарии