Лицевая сторона конверта Songs From the Wood (1977)
Часто музыкальное творчество группы Jethro Tull делят на периоды - это имеет под собой основание, особенно это хорошо видно из нынешних дней - и считается, что в 1977 году с выпуском альбома Songs From the Wood у группы начался фолк-роковый период, продолжавшийся три альбома подряд.

Хард-роковое прошлое (а даже оба прогрессивных альбома Thick As a Brick и Passion Play по звуку были жёсткими, роковыми и прогрессивными были скорее по концепции и форме изложения) не могло просто так отпустить музыкантов и заглавная композиция, она же первая на альбоме, чудесным образом совместила в себе фолк-мотивы и хард-роковое наполнение.
Хоральное акапелльное вступление и короткий фолк-акустический фрагмент с дудочками сменяют хард-роковые риффы. Структура композиции очень сложная, её проще послушать, чем описать. Такие композиции в классической музыке называются сюитами. Первые два куплета имеют ещё вполне традиционный вид, затем следует череда проигрышей с разными ритмами, разной мощности. Мартин Барр радует несколькими риффами, а два соло на флейте Андерсона (особенно второе) лично для меня убедительно ввели флейту в рок-инструментарий. В этой композиции по восприятию эти соло совершенно равноценны хорошему гитарному соло.
Авторство всех без исключения композиций принадлежит Яну Андерсону. В этот раз он с головой окунулся в народную тематику и, хотя в последствии он отрицал приверженность к европейской народной музыке и клялся в любви к блюзу, его адаптации к народным английским песням настолько близки по духу к этим самым песням, что поначалу даже и не верится, что это авторские, а не народный композиции. Вторая песня на альбоме Jack-In-The-Green восходит к средневековой мифологии и языческим традициям. Речь идёт о народном обычае наряжаться в зелёные ветви на весенних деревенских парадах. Песню Андерсон записал в домашней студии и в ней он играет на всех инструментах.
Не будем останавливаться на всех композициях, поскольку большим поклонником фолк-рока я не являюсь. Меня прежде всего интересует как к этому жанру подошла такая группа, как Джетро Талл. Потому что есть у Андерсона и компании удивительная особенность - в каком бы жанре они себя не пробовали - у них это всегда получается очень хорошо и, что интересно, всегда узнаваемо. За счёт чего им это удаётся - именно этот вопрос меня всегда интересует. При всей музыкальной эклектичности (сам Андерсон употреблял синоним "запутанный") чёткая линия. присущая Джетро Талл всегда прослеживалась. Сам Андерсон объяснял "запутанность" большим количеством музыкантов, прошедших через группу. На этом альбоме группа была усилена вторым клавишником Дэйвом Палмером, который на самом деле был с группой уже почти десять лет, работая над звуком в студии. В этот раз он стал полноценным участником и даже принял участие в качестве соавтора Андерсона в аранжировке композиции Ring Out, Solstice Bells. Solstice это Солнцеворот, в композиции имеется в виду Зимнее Солнцестояние, которое будет через три недели. Эта композиция была записана ещё в предыдущем году и даже выходила на макси-сингле. Андерсону, по его словам, очень захотелось написать шлягер, хит, максимально приближенный к поп-песне. Что у него получилось можно увидеть на промо-видео, которое было снято на эту песню. Эстрадность и в самом деле в наличии, даже в вокальной подаче - но ведь и влияние фолка очевидно
В качестве образца адаптации можно рассматривать довольно протяжённый номер Velvet Green. Песня построена в средневековой барочной гармонии, но всё равно вызывает ассоциации с народной музыкой. Дело в том, что практически все придворные танцы позднего средневековья, ставшие потом частью классической музыки, были основаны на народных танцах - это касается и менуэта, и ригодона, и сарабанды. Джетро Талл к барочной музыке обращается не в первый раз. Ещё в конце шестидесятых они адаптировали "Бурре" Иоганна Себастьяна Баха в своей инструментальной композиции Bouree. Так вот бурре это тоже народный танец, только французский
Ещё один заметный номер альбома и тоже своего рода хит - Whistler, имеется в виду игрок на свирели. Эта композиция вышла синглом, но успеха в хит-параде не имела. Публика, похоже, не была готова к смене музыкальных форматов группой и плохо восприняла перемены. Хотя песня классная. Здесь Ян Андерсон на флейте имитирует игру на волынке. Заметен также ещё один приём, характерный для этого альбома - рваные акценты в тактах из-за чего проигрыши звучат не ритмично, галопом, но очень интересно. На видео фрагменты с записи композиции в студии и это, по-моему, тоже интересно
Что касается волынки, то здесь в полной мере отличился Марин Барр в девятиминутной композиции Pibroch. Пиброк - это и есть название для вариаций на шотландской волынке и Барр изобразил характерные для волынки переходы и ритмы на своей гитаре - ими начинается и заканчивается песня. Хотя авторство композиции принадлежит Андерсону, но это, номер запоминается благодаря игре Мартина Барра на гитаре в свойственной ему хард-роковой манере, без ограничений, с искажённым звуком. Мрачные гитарные пассажи в перемешку с флейтой Андерсона в нижнем регистре производят гнетущее впечатление. Вообще эта многочастная композиция скорее отголоски прогрессивного периода в творчестве группы, хотя средний фрагмент и отдан псевдо-народным наигрышам Андерсона на флейте.
Альбом получил совершенно неоднозначные оценки после выхода. С одной стороны музыкальные критики оценили его положительно, чего не случалось со времён Benefit. С другой стороны, это последний альбом группы. который попал в десятку альбомов в хит-параде - причём в США, в Британии в десятку не попал, несмотря на очевидные английские музыкальные корни. У меня тоже сложное отношение к этому альбому. Композиция Songs From the Wood однозначно одна из моих любимых у группы и вообще я отдаю должное музыкальному кругозору Андерсона, сумевшему выдать музыку действительно близкую к народным образцам. Однако этим альбомом группа однозначно ушла от своего прежнего стиля, который мне очень нравился и все последующие эксперименты мне уже нравились фрагментарно. Этот альбом мне слушать скучновато, как скучновато, например, долго читать рассказы Михаила Пришвина о природе, но ведь это не значит. что они не хороши. Они очень даже хороши.
Было понятно, что к середине семидесятых Jethro Tull подошли к определённому тупику в развитии (как и многие другие группы) и двигаться в каком-либо другом направлении было просто необходимо. Поклонники фолк-рока, кстати, приняли альбом в свою любимую дискографию, а это значит, что Андерсон и компания в очередной раз подтвердили, что смена стиля для них не сложнее смены гардероба по погоде. Профессионалы они и есть профессионалы - в том случае, если у них врождённые таланты.
ПИБРОК (ШЛЯПА В РУКЕ)
(пер. С. Климовицкого из книги «Менестрели Рок-н-ролла.
История группы JETHRO TULL», М: АОЗТ «Оникс», 1996)
Свет горит в доме, лесу и долине,
Тревога закралась в душу человека,
Что носит свои мечты, словно пальто, набросив на плечи,
Он протягивает тебе любовь в шляпе, словно просит подаяния.
И каждый его шаг — это половина жизни,
Ты не поймёшь ни слова из сказанного им.
Всё своё горе он выразил в жесте печали,
Он несёт тебе любовь — в шляпе, которую держит в руке.
Затаив дыхание, он смотрит в окно столовой:
Свеча освещает стол, накрытый на двоих.
Чужие тапки у камина, чужие сапоги в коридоре.
Я надеваю свою шляпу — поворачиваюсь и ухожу.
Свежие комментарии