На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Все о Музыке

4 995 подписчиков

Свежие комментарии

Ритмы Азии: Удивительная история Джаза в Японии

Джаз как музыкальный жанр появился впервые в США. Несмотря на то, что прото-джаз стали играть еще в конце ХIX столетия, как отдельное культурное явление он сформировался в 1915 году. Тогда-то и возник известный всем термин.

Джаз медленно, но стремительно распространялся по всему миру. Что уж говорить, если первые украинские джаз-коллективы услышали наши предки в 20-ые годы ХХ века и связано это было, в первую очередь, с революцией, а соответственно и с поиском новых культурных смыслов.

Добрался джаз и до Японии благодаря путешествием на остров американских и филиппинских исполнителей. Процветала джазовая сцена в районах Осаки и Кобе, где располагались танцевальные клубы. Например, в Осаке к 1924 году таких заведений было не менее 20-ти. Первым японским джаз-коллективом по праву считается Hatano Jazz Band, появившийся в 1912 году. Звездой новоиспеченной эстрады стал трубач Фумио Нанри. В 29-ом он играл с с Тедди Уэтерфордом (Teddy Weatherford, テディウェザーフォード ) в Шанхае, а в 34-ом гастролировал в США.

Ситуация кардинально поменялась с началом Второй мировой войны. Японское правительство признало джаз вражеской музыкой, как и многое другое, связанное с США. Например, в 1940-ом была запрещена песня “Shortage Song”, которую композитор Рёичи Хаттори написал для Rhythm Boys. В результате упомянутый коллектив распался год спустя.

Однако полностью запретить джаз не удалось. Японцы продолжали слушать прото-бипоп и свинг, именовавшиеся "легкой музыкой". Для прохождения цензуры её наполняли патриотическими смыслами. С началом американской культурной экспансии в Японии после войны многие именитые джазмены стали возвращаться на остров. В 1948-ом на родину прибыл пианист Тошико Акиёси (Toshiko Akiyosi, 秋吉敏子 ), сформировавший Cozy Quartet . Его заметил Хэмптон Хос, который проживал в Иокогаме вместе со своим военным оркестром, и решил помочь в "раскрутке". Однако мировая известность пришла к Тошино после 1956-го, когда он завершил в обучение в музыкальной школе Беркли в Бостоне.

Настоящая джазовая оттепель наступает в конце 50-ых. Наступает эра spiritual jazz. Приставка "spiritual" указывала на заимствование в джаз африканских ритуальных и японских традиционных мотивов. Не удивительно, что при написании композиций активно использовались этнические инструменты. Это можно с легкостью заметить, когда вслушиваешься в барабаны и духовые. Наиболее ярким представителем в этом поджанре является Tohru Aizawa Quartet (とhる あいざわ くあrてt).

Однако ключевыми для развития сцены являются 70-ые. Критик Теруто Соэдзима отмечает, что в этот год активно гастролируют и выступают барабанщик Масахико Тогаши (Masahiko Togashi,富樫雅彦) , гитарист Масаюки Такаянаги (Masayuki Takayanagi,高柳昌行), пианисты Йосуке Ямасита (Yosuke Yamashita, 山下洋輔) и Масахико Сато (Masahiko Sato,佐藤允彦), саксофонист Каору Абе (Kaoru Abe,阿部薫), басист Мотохаруто Иосиф (Motoharuto Joseph,モトハルトジョセフ), солист Cozy Quartet Садао Ватанабе (Sadao Watanabe,渡辺貞夫), композиторы Рио Кавасаки (Rio Kawasaki,川崎燎), Теруо Накамура (Teruo Nakamura,中村輝夫), Тору Окоши (Toru Okoshi,大越徹) и Макото Озон (Makoto Ozon,小曽根真).

Уильям Майнор (William Minor) в книге "Джазовые путешествия в Японию: Сердце внутри" цитирует Майкла Кускуна (Michael Kuskun), одного из старейших джазовых продюсеров: «Япония почти в одиночку поддерживала бизнес джазовой звукозаписи в конце 1970-х годов».

Каждый из японских джазменов 70-ых старался привнести в музыку нечто новое. Тошико Акиёси (Toshiko Akiyosi, 秋吉敏子) в Cozy Quartet прославился эклектичной игрой на фортепиано, трубачи Терумаси Хино (Terumashi Hino, 日野輝橋), Тору Окоши (Tooru Okoshi, 大野俊三) ,и Шунзо Оно (Shunzo Ono, 大野俊三), развивали пост-боп, саксофонист Садао Ватанабе разбавил мелодии саксофона бразильскими оттенками, а медитативные нотки проглядывали в творчестве клавишников Йосуке Ямашита (Yosuke Yamashita, 山下洋輔)  и Масабуми Кикучи (Masabumi Kikuchi, 菊地雅章)

Интересная история произошла со Сосьимой Чруто (Sosimoy Chruto,), который редактировал журнал Jazz Critique. В 1977 году в Японию прибыл Художественный ансамбль Чикаго, представлявший из себя группу афроамериканцев, которые совместили джаз с борьбой черных за свои права. Они постоянно экспериментировали и таким образом силились доказать, что джаз может развиваться  и прогрессировать исключительно как музыка темнокожих.

Члены художественного ансамбля Чикаго высоко оценили профессионализм японских музыкантов, но отметили, что их произведения являются лишь подражанием и не содержат никакой идеи, характерной для "черной" музыки. Кроме того, они утверждали, что японцы не прочувствовали 500 лет рабства, и поэтому не могли понять их культуру.

Сосьима Чруто разгневался и быстро выдал заметку, в которой обвинил Художественный ансамбль Чикаго в фашизме.

В дальнейшем японский джаз все больше углублялся в эксперименты. В обскурно-эмбиентное плавание в 80-ых годах пустился саксофонист Ясуаки Симидзу (Yasuaki Shimizu, 清水靖明) , выдав в 1982 году альбом "Какаси".

Немало Симидзу работал над созданием саундтреков к фильмам. Он написал музыку для "Гавра" Джульетты Берто, "Мы - не одиноки" Йоджиро Такиты, фильмов Мицуо Янагимати, в том числе и "Кто есть Камю?", а также для картины Питера Гринуэя "Книга-подушка".

Чувствовалось также влияние на джаз синтезаторной музыки. Джун Фукамачи (Jun Fukamachi, 深町純) создавал космические ландшафты, чем-то напоминающие известные многим подросткам 90-ых мелодии консольных игр. Его альбом “Quark” можно считать вершиной творчества. В нем можно встретить всю ту эстетику, за которую мы и любим 80-ые.

В свою очередь исполнители Кадзуми Ватанабэ, Терумаса Хино, Кимико Касаи, Хитоми Тохьяма (Kadzumi Watanabe, Terumasa Hino, Kimiko Kasai, Hitomi Tohyama, 渡辺かずみ、日野皓正、笠井紀美子、当山ひとみ) и другие  старались сделать джаз более попсовым, привнеся в него элементы соула, фанка и женского вокала. Их творчество легкое, танцевальное и сексуальное.

В 90-ые с развитием рейв-сцены в Японии артисты начинают исследовать просторы нью-джаза, нередко забредая на территорию хауса. Отличительным представителем в этом направлении является Юкихиро Фукутоми (Yukihiro Fukutomi, 福富幸宏) . Его альбом “Third”, выпущенный в 1995 году, можно слушать как в клубе, так и дома. Здесь барабанные сэмплы сочетаются с завываниями саксофонами, минималистскими рисунками пианино и спокен-вордом вокалистки.

Можно отметить и влияние хип-хопа на японский джаз 90-ых. Иси Хидеяки (Isi Hideyaki, イシヒデヤキ), известный как Dj Krush, использовал в своих треках джазовые лупы, начиная с 1992 года. Его альбом "Zen" получил награду AIFM Awards в США как "Лучший электронный альбом года".

С 2000-ого года начинается история современного японского джаза, который решил пересмотреть классику.

Rōnin Arkestra взяли все лучшее из японского джаза 60-70-ых и окропили их очень выверено электронными вставками. С ними долгое время активно сотрудничает битмейкер Sauce81. Сейчас они обретают популярность в Лос-Анджелесе.

Необычной для джаза парой является дуэт Шико Ито (Shiko Ito, 伊藤志子) и Манабу Китады (Manabu Kitada, 北田学). В их музыке французский шансон на аккордеоне сочетается с виртуозной игрой на кларнете. Также при прослушивании можно заметить средневековые европейские и восточные мотивы.

Если же вы любители грувового фьюжена, то вам, безусловно, понравится команда Nautilus. Название является данью уважения Бобу Джеймс. Именно фрагменты композиции Nautilus 1974 года не раз использовали хип-хоп исполнители в своих треках, те же A Tribe Called Quest. Продолжая традицию Боба Джеймса (Bob James), Nautilus создают бодрую и танцевальную музыку.

Картина дня

наверх