На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Все о Музыке

4 995 подписчиков

Свежие комментарии

  • Alexander Maev
    https://youtu.be/EhqVlRk4yEs?si=PkeHxEQ0kBW1iI3Q...............
  • Юрий
    .100 лучших сольны...
  • Юрий
    .100 лучших сольны...

Сила Сокрушенных: Африканский детский Хор.

Эти дети растут, как трава, пробиваясь сквозь мёртвую потрескавшуюся землю. Каждый из них появился на свет в жутких трущобах, в убогих хижинах, криво сколоченных из палок и целлофана.

Если вы давно не читали о милосердии, спасении несчастных, о победе таланта и красоты над нищетой и разложением — эта история как раз для вас. И она не столько про музыку, сколько про живучесть творческого начала в любых условиях.

Африканский детский хор — не просто хор, а система хоров, служба спасения, обучающие программы, благотворительный проект, инструмент для выживания. Всё вместе и нечто большее.

Здесь поют дети от 7 до 10 лет. Многие потеряли одного или обоих родителей из-за разрушений в результате войны, голода и болезней. Их выступления — это выплеск мощной витальной энергии, чистой, бьющей ключом.

«Самая большая человеческая сила черпается из глубочайшей боли и сокрушенности», — говорит Аманда (Amanda) выпускница хора. Собственно, хор так и появился — на контрасте страшной реальности и радости, которая возникает вопреки, а не благодаря.

 

ИСТОРИЯ КОЛЛЕКТИВА ПОХОЖА НА ПРЕДАНИЕ

В 1984 году канадец Рэй Барнетт (Ray Barnett) путешествовал по Уганде, охваченной войной, в рамках благотворительной миссии. В одной из разрушенных деревень он познакомился с одиноким мальчишкой, потерявшим семью и дом. Барнетт забрал его с собой, чтобы отвезти в безопасное место. И паренёк всю дорогу развлекал попутчиков народными песнями и танцами. Дарил то, чем обладал и что нельзя отобрать.

Миссионер был глубоко тронут и интерпретировал увиденное в духе христианских истин: божественная искра теплится даже там, где, казалось бы, всё давно погибло.

Вернувшись в Канаду, Барнетт обнаружил, что люди на его родине недостаточно глубоко проникаются проблемами Уганды. 

Сердца меценатов трудно растопить абстрактными проблемами дальних стран, зато реальные одарённые, полные жизни дети никого не оставят равнодушным. «Красота, достоинство и неограниченные способности» — вот что спасёт Африку!

Рассуждая таким образом, Барнетт решил, что хорошо бы собрать хор и продемонстрировать западному миру радостное пение чернокожих ребяток.

Вскользь отмечу, что даже бабушка братьев Фоллоуилл (Followill), участников американской рок-группы Kings of Leon, по словам барабанщика группы перестала думать, что её внуки-рокеры попадут в ад, после того, как они появились в клипе Radioactive с хором чернокожих улыбчивых детей.

Получив поддержку со стороны Запада, миссионер возглавил кампанию по набору детей в первый состав хора. Директива была чёткой: брать не самых талантливых, но тех, кто более всего нуждается в помощи. И на землях Африки, раздираемых войной, в районах Кампалы и Луверо в Уганде был найден 31 отборный голосок из числа осиротевших и уязвимых детей.

Так началась история Африканского детского хора, а Рэй Барнетт, став впоследствии благодетелем тысяч детей, получил прозвище «Папочка Рэй».

Итак, свеженьких хористов подобрали, обогрели, очень быстро обучили топать и хлопать в такт, морально подготовили ко встрече с неизведанной цивилизованной жизнью, совершенно не похожей на всё то, с чем им приходилось иметь дело — и отправили в тур по Северной Америке.

Успех превзошел все ожидания: средств, собранных хором, хватило не только на обеспечение образования его участникам. На эти деньги удалось открыть первый Детский дом в Макерере. Из детишек, попавших в этот дом, был собран второй Африканский детский хор.

В течение следующих нескольких лет было создано еще шесть детских домов и ряд специальных школ грамотности, где сотни детей научились читать и писать.

Песня «Siwano» исполнена в рамках тура «A New Hallelujah» Майкла Уитакера Смита, трехкратного обладателя Грэмми, одного из самых влиятельных артистов в жанре современной христианской музыки

Поскольку у руководителей АДХ стоят не столько высокохудожественные, сколько благотворительные задачи, набор и вовлечение детей в хор происходит беспрерывно. Создаются новые и новые группы, каждая из которых получает порядковый номер (например, Хор 24). В течение полугода новые участники интенсивно осваивают песни и пляски и — отправляются на гастроли.

Каждый ребёнок едет в тур, который длится около года, только один раз. По возвращении домой все внимание уделяется образованию, на которое удалось заработать за границей: дети поступают в начальную школу при хоре, затем среднюю школу, далее — организация финансирует учёбу выпускников хора в колледже, университете или профессиональном училище.

 

 

ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЮТ СОБОЙ ВЫСТУПЛЕНИЯ АФРИКАНСКОГО ДЕТСКОГО ХОРА С МУЗЫКАЛЬНОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ?

В каждом отдельно взятом гастролирующем подразделении хора обычно около 20 детей.

Их программы — это кросс-культурный микс, в котором евангельские песни, знакомые западной аудитории (такие как «Amazing Grace» и «He’s Got the Whole World in His Hands») сочетаются с африканскими ритмами. Зачастую традиционные духовные гимны сначала звучат в привычной обработке, и когда все достигает пика, подключаются перкуссионные инструменты, ритмическая сетка наполняется синкопами, дыхание музыки учащается и дети пускаются в пляс, только пятки и ладошки мелькают.

В этих аранжировках используется типичный для африканского пения тип многоголосия — респонсорное пение, которое представляет собой переклички между хором и солистом.

Если прислушаетесь, почти любое появление африканского хора в кино или на ТВ изобилует подобными перекличками: хор заливается, всё искрится, и время от времени слышны экстатические жизнерадостные выкрики. По-научному это называется «взаимным наложением двух антифонных фраз».

«Ndyahimbisa mukama», что в переводе означает «Благодарю маму».

Песня народа банту, исполняемая наньянколе – разновидности бантуанского языка, распространенного на юго-западе Уганды:

Руководитель хора Тина Сипп (Tina Sipp) уточняет:

«Мы исполняем несколько песен этнического культа, в которых дети поют под аккомпанемент барабанов на африканских языках, а затем танцы из каждой страны, которую они представляют. Есть танец, который называется Can Dance, в котором дети двигаются вокруг жестяных банок и ритмично бьют их»

 

 

УЧАСТНИКИ ХОРА

В рамках концертов дети рассказывают свои истории.

Удивительны имена участников хора. Кто называл сирот так? Мир, Благословение, Терпение, Сокровище…

И они вещают: Мир-Пис хочет стать стоматологом, когда вырастет. Благословение-Блессинг – судьей, Део (одно из имён Бога на латыни) — футболистом.

Пэйшенс мечтает когда-нибудь стать пилотом. Она знает, что в мире не так много женщин-пилотов, но хотела бы присоединиться к когорте избранных. К тому же — жаждет встретиться с балеринами во время гастролей в Великобритании и надеется, что они научат ее некоторым балетным па.

Марклайн хочет стать учителем математики и признается, что мечтает познакомиться с Санта-Клаусом. И она любит Рождество — потому что это радостное время, собирающее семьи.

А вот Трэжэ любит хорошую еду. Его фавориты — спагетти и фрикадельки, а также курица и рис. Он также любит комиксы, часто шутит и хочет быть полицейским.

Стоит отметить, что гастрольные турне хоров — это не только способ сбора средств для благотворительных нужд и не только артистический акт. Для детишек это отличная возможность повидать свет и поверить в себя. Многие из них впервые играют в боулинг, катаются на лошадях, едят мороженое.

Основатель хора рассказывает:

«Мы привезли первых детей хора в Ванкуверский аквариум на шоу китов. Я объяснил детям, что вот так выглядит кит из библейского предания, который проглотил Иону. И одна из девочек посмотрела на меня большими изумленными глазами и спросила: «Это та самая рыба?». Так много подобных маленьких забавных историй, их хватило бы на целую книгу!»

Самое приятное, что эта система работает. Выпускники хора действительно хорошо адаптируются в социуме. Они мотивированы, готовы работать, они занимают руководящие должности.

«Папочка» Рэй доволен:

«Если мне нужен доктор, учитель, социальный работник, юрист, журналист — я звоню одному из моих детей. Я не раз встречался в самолётах с одной из выпускниц нашего хора — она стала стюардессой. Я смотрел новости в Кении — и с удивлением узнал в дикторе бывшего хориста. И, конечно же, если нам нужны хорошие музыканты, солисты, барабанщики, преподаватели музыки — они представлены в изобилии! Некоторые из выпускников хора работают в нашей собственной благотворительной организации, некоторые — в других, например World Vision International, SOS Villages, «Сумка Самаритянина». Наши дети есть даже в правительстве!»

 

КАК СЛОЖИЛИСЬ СУДЬБЫ ВЫПУСКНИКОВ ХОРА

История Марка Райта Масаи, участника Хора 10, а ныне — одной из крупнейших медийных персон в Кении, начиналась типично для африканских реалий.

Мать оставила его, когда ему было всего 7 месяцев. Впрочем, сама она была не намного старше — успела окончить только начальную школу. Его и ещё одного покинутого ребёнка взяла на воспитание англичанка, пребывавшая с миссией в Кении.

В 1992 году Марк успешно прошел прослушивание и был принят в Хор 10. Вскоре после этого он отправился на масштабные гастроли в США, а затем вернулся в Кению и поселился в школе. Впоследствии он поступил в колледж, избрав стезю журналиста. В 23 года Марк Масаи дебютировал на ТВ и стал самым молодым ведущим новостей в Кении.

Сейчас этот лоснящийся шоколадный дядька с широкой улыбкой вспоминает хор с большим теплом: «С тех пор как моя приемная мама вернулась в Англию, я жил с участниками Африканского детского хора! Я не общаюсь с кровными братьями, сестрами, мамой или папой, но у меня самая большая семья в Африке! У меня самая большая семья, какая только может быть!»

Алиса Намбузе путешествует с хором как сопровождающий. Она была участницей Хора 19, который гастролировал в 2000 году, и вот — вернулась в организацию, изменившую ее жизнь:

«Моя мама не могла заботиться обо мне, опекуном был дедушка. Я ходила по две мили каждый день — в школу и обратно. Мы не могли позволить себе школьную форму, обувь или обед. И когда я попала в хор, было так удивительно, что можно регулярно есть, жить в комнате, которая чудесно пахнет, каждый день встречать добрых людей».

Доктор Роберт Калиесубула, участник Хора 2, рассказывает:

«До того, как я присоединился к Африканскому детскому хору, я не учился в школе. У меня не было ни еды, ни одежды. В нашем доме было десять детей, и порой я не мог найти место, чтобы лечь спать. Когда я присоединился к Aфриканскому детскому хору, все изменилось. Они давали мне еду, они предоставили мне прибежище, где я мог играть с другими, не боясь и не заботясь о пропитании на следующий день».

После гастролей Роберт вернулся в Уганду, где хор оплатил обучение его и его братьев. Он пошел в медицинскую школу в Кампале, а затем получил степень магистра и специализацию — в стране, где насчитывается всего три нефролога при населении 30 миллионов человек. Сегодня он работает в деревне, где родился. Один из братьев Роберта также стал врачом, а другой брат — инженером-строителем.

В 2000-х хор резко расширил свою аудиторию, благодаря мощным коллаборациям с известными артистами и выступлениям на заметных сценах. Они пели с Мэрайей Кэри, Алишей Киз, Джошем Гробаном (Mariah Carey, Alicia Keys, Josh Groban).

Они участвовали в американских шоу The Ellen DeGeneres Show и The Tonight Show. Они выступали на саммитах ООН, на главной сцене серии концертов Live 8 в Лондоне, номинировались на Грэмми, приняли участие в записи саундтреков к фильмам «Любимая» с Опрой Уинфри, «Отель Руанда» — о вражде народов хуту и тутси и гражданской войне в Руанде, «Кровавый алмаз» с Леонардо Ди Каприо в главной роли — о контрабандистах в Сьерра-Леоне.

Они пели для Королевы Елизаветы II и президента Уганды Йовери Мусевени. Они записались на альбоме Энни Леннокс (Annie Lennox) «A Christmas Cornucopia».

Джош Гробан и Африканский детский хор в рамках шоу American Idol:

«As Joseph Was a Walking», трек с рождественского альбома Энни Леннокс, записанный при участии АДХ:

 В процессе развития благотворительных программ хора появилась организация «Музыка для жизни», было открыто множество детских домов в Уганде, Руанде, Кении, Южной Африке, Нигерии и Гане. С 1984 года в рамках этих программ более 50.000 детей получили образование и еще 100.000 была оказана помощь.

Сандра, выпускница Хора 24, весьма воодушевленно вспоминает о гастролях хора, о задачах, поставленных перед детьми, о сбывшемся и не сбывшемся:

«Музыка унесла меня в путешествие за много миль от дома. И мы мечтали, чтобы с помощью песен зрители по всему миру могли ощутить нашу надежду на будущее, нашу решимость сделать лучше свои семьи и общество. Посредством музыки мы рассказывали о прошлом, которое хотели переписать, и о будущем, которое собираемся создать».

Пусть все это звучит, как сладковатая сказка, но хотя бы в этих песнях Африка предстает не обездоленным темным континентом, который погибнет без помощи Запада, а красочной буйной землёй, полной возможностей.

 

Картина дня

наверх