Вам попадались в жизни нервные и психованные музыканты? Такие, чтобы дирижёрские палочки ломали и пюпитром размахивали? Думаете, такого не бывает? Ещё как бывает!
Лет пять назад в Ленинградской области в одном военном гарнизоне пролилась кровь: дирижёр полкового духового оркестра прямо во время репетиции повздорил со своим солистом (первой трубой, между прочим!
) и жахнул его по голове пюпитром. Слава богу, лёгкая подставка серьёзных увечий не нанесла, но кровь таки нотную партитуру окропила.Вот вам три исторические байки об очень нервном поведении великих музыкантов.
Вагнер и очень деликатный переводчик
В одно время знаменитый немецкий композитор Рихард Вагнер работал дирижёром музыкального театра в Лондоне. Как-то раз на репетиции оркестра маэстро оказался очень недоволен трубачами и закричал по-немецки переводчику: – Скажите этим ослам, что, если они не будут играть прилично, то я выкину их вон!
Переводчик, который тоже был музыкантом театрального оркестра, внимательно выслушал гневный крик Вагнера и перевел его своим коллегам так: – Джентльмены! Маэстро вполне отдает себе отчет в тех затруднениях, которые вызывает у вас его музыка. Он просит вас сделать всё, что в ваших силах, и ни в коем случае не волноваться.
Как всё-таки изящно при переводе с немецкого языка на английский ослы превратились в джентльменов, не правда ли? И заметьте – Вагнер смог удержаться от удара пюпитром!
Дух Бетховена и критик-невежда
Однажды норвежский композитор, пианист и дирижёр Эдвард Григ давал в городе Осло концерт из своих музыкальных творений. Однако из-за непредвиденных обстоятельств он заменил последнее произведение программы композицией великого Людвига ван Бетховена.
На следующий день в одной из ведущих норвежских газет появилась ядовитая рецензия знаменитого столичного критика, который был враждебно настроен к творчеству Грига и постоянно его подначивал в своих статьях. В той злой рецензии автор особенно строго разобрал последнее произведение, отмечая, что оно «скомпоновано бездарно и ходульно». То есть, получается, что музыкальный критик-невежда ехидничал над творением самого Бетховена.
Эдвард Григ прочёл газетный пасквиль, от души посмеялся, а затем набрал телефонный номер критика.
– Здравствуйте, – сказал композитор, – это вы написали рецензию на концерт Грига?
– Да, это я, – с гордостью ответил журналист, – а с кем я говорю?
– Вы говорите с духом Бетховена! Я хочу вам сказать, что вы осёл! Последнее произведение на концерте Грига сочинено мной!
Третья история о чрезмерно нервном поведении великих музыкантов, на мой взгляд, самая интересная.
«Героическая симфония», испорченная дирижёром-негодяем
В середине XX века итальянский дирижёр Артуро Тосканини 17 лет сотрудничал с Симфоническим оркестром Нью-Йоркского радио. Он провёл с ним сотни радиоконцертов, совершил турне по Южной Америке и охватил гастролями все Штаты Америки Северной.
Однажды дирижёр Тосканини летел куда-то на самолёте. Для развлечения пассажиров экипаж включил в салоне лайнера трансляцию музыкальной передачи, в которой исполняли бетховенскую «Героическую симфонию». Чуткий слух Артуро Тосканини уловил какие-то шероховатости в исполнении, и вскоре он стал громко возмущаться: – Что за негодяй-дирижёр берёт такие темпы!?
К окончанию радиопередачи эмоциональный итальянец Тосканини совершенно распалился и разошёлся: ругал бездарных музыкантов и проклинал безрукого дирижёра. Он был готов вырвать динамик и выбросить его за борт самолёта, но тут прозвучал голос диктора: – Уважаемые господа, только что вы прослушали запись Симфонического оркестра Нью-Йоркского радио под управлением Артуро Тосканини.
Свежие комментарии