На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Все о Музыке

4 995 подписчиков

Свежие комментарии

  • Alexander Maev
    https://youtu.be/EhqVlRk4yEs?si=PkeHxEQ0kBW1iI3Q...............
  • Юрий
    .100 лучших сольны...
  • Юрий
    .100 лучших сольны...

Кинохиты Александра Зацепина: история его музыки (продолжение)

aleksandr_zatsepin_25

Композитор Александр Зацепин и поэт Леонид Дербенёв — постоянные напарники Леонида Гайдая — писали не только смешные песни для кинокомедий. Лирика и романтика также была им подвластна. Достаточно вспомнить саундтреки к таким приключенческим фильмам, как «Земля Санникова» или «Капитан Немо». В последнем мне особенно запомнилась баллада гарпунщика Неда Ленда про женщину с зелёными глазами.

Однако, по-настоящему всесоюзный успех снискал незабвенный хит «Есть только миг» из «Земли Санникова». А ведь, сложись всё так, как планировали режиссёры А. Мкртчян и Л. Попов, вряд ли бы мы услышали эту песню…

Дело в том, что поначалу на роль авантюриста Крестовского был выбран Владимир Высоцкий, а его жена — французская актриса Марина Влади — должна была сыграть невесту Ильина. Разумеется, знаменитый бард не мог не воспользоваться случаем написать для фильма собственные песни. Так как сюжет строился вокруг полярного путешествия и поиска неведомой земли, то не трудно догадаться, что одной из таких песен стало замечательное «Белое безмолвие» («Почему эти птицы на север летят, если птицам положено только на юг…»).


Более удивила меня другая песня — знаменитые «Кони привередливые». Оказывается, она тоже была написана на заказ — специально под роль рискового и бесшабашного Крестовского.

Хотя композитором «Земли Санникова» и был утверждён Зацепин, ему сложившаяся ситуация не нравилась — он предпочитал работать над музыкой к фильму один и сам нести ответственность за своё творческое видение. Поэтому просьбу Высоцкого — написать музыку к ещё одной песне — Александр Сергеевич отверг.

Александр Зацепин, из книги «Есть только миг»:
«Он хотел, чтобы было шесть песен в фильме. Известные актеры любят, чтобы делали так, как они хотят. 
-Ты же сам понимаешь, — говорю, — что это не лучший вариант. Мне так работать неинтересно.
Потом скажут: «О, Зацепин не мог написать песни, Высоцкий спел все свои…»».

Однако Высоцкому не суждено было сняться в этом фильме. Как и в случае с Пастернаком, «подлянку» ему подкинули «западные партнёры». На радио «Немецкая волна» вышла передача, где творчество Высоцкого было представлено, как антисоветское, а сам бард, как диссидент. Советские власти тут же отреагировали…

В результате Зацепин вернулся в проект, а на роль Крестовского утвердили Олега Даля.
Именно тогда и родилась на свет та самая песня про миг. Интересно, что её мелодия была написана Зацепиным не для фильма, а для советской оперетты «Золотые ключи», представляющей собой некую футуристическую утопию… о колхозной жизни.
К счастью, композитор решил забрать проникновенную мелодию в «Землю Санникова», а Дербенёв написал на неё стихи…

После того, как в 1982 году Зацепин уедет работать во Францию и попадёт в опалу, газета «Труд» за 3 июня 1983 года опубликует статью «Есть только миг?», где вдоволь поизмывается над песней. Правда, критиковалась мелодия, а стихи — мол, это гимн слабых ноющих людей с их «мещанскими представлениями о счастье».
Признаюсь, что я сам никогда не был в восторге от этих стихов, а ключевую фразу — «Есть только миг между прошлым и будущим, именно он называется — жизнь» — вообще считаю красивой «пустышкой» (между прошлым и будущим всё — только миг, даже «седые пирамиды»). В хайку японского поэта Иссы про то же самое сказано куда более осмысленно:

Наша жизнь — росинка.
Пусть лишь капелька росы
Наша жизнь — и всё же…

С другой стороны, текст Дербенёва вполне логичен в контексте фильма. Ведь писался он под характер Крестовского — человека сильного и смелого, но утратившего вкус и смысл жизни. Поначалу он ищет этот смысл в острых ощущениях, а в итоге обретает в героическом северном походе.

Вечный покой сердце вряд ли обрадует, 
Вечный покой — для седых пирамид. 
А для звезды, что сорвалась и падает, 
Есть только миг, ослепительный миг.

aleksandr_zatsepin_26

Об этом поиске смысла жизни повествует и вторая — менее известная — песня всё того же Крестовского:

Пока на месте ничто не держит
И не наскучил мир этот мне,
Пока ночами, пускай все реже,
Но я летаю еще во сне.

И солнце всходило, и радуга цвела,
Всё было, всё было, и любовь была,
Пылали закаты, и ливень бил в стекло,
Всё было когда-то, было, да прошло.


Обе песни в фильме должен был исполнить сам Олег Даль. Актёр он был харизматичный, весьма недурно пел (см. хотя бы, зацепинскую песенку «Купидон» из к-ф «Не может быть!»), но ещё больше… пил.

Вот и на запись фонограммы «Земли Санникова» Даль пришёл, изрядно наклюкавшись, но песни, тем не менее, осилил. Однако бдительный худсовет сразу же заметил состояние актёра — «Что за хриплый пропитой голос! Перепишите всё с другим певцом».
aleksandr_zatsepin_27

Сначала перепеть песни пригласили Валерия Золотухина, но возникла сложность. Сцены с поющим Крестовским уже были отсняты и смонтированы, а Золотухин всё никак не мог попасть в артикуляцию губ актёра. Тогда Зацепин позвал Олега Анофриева (того самого, что практически в одиночку озвучил «Бременских музыкантов»). Анофриев сработал «как снайпер», и песни вошли фильм в его исполнении.

Олег Анофриев:
«Я не очень любил это дело. «Есть только миг» меня вообще чуть ли не вынудили, не упросили, а просто умоляли спеть, потому что Даль, назовём своими словами, запил, надолго, в больнице. А группа стоит, а сдавать фильм надо. «Выручай, умоляем, выручай». Я и выручил на свою шею. Получил две шикарные песни в свой репертуар».


Кстати, фонограммы с записью Даля тоже сохранились. Можете сравнить

Кроме песен Зацепин написал к фильму и инструментальную музыку, где, как обычно, не смог удержаться от технических экспериментов.

Александр Зацепин:
«…для рояля у меня было приспособление — такой демпфер, который опускался на струны и глушил их, причем для каждой струны высота демпфера была своя подобрана, чтобы все звучало ровно. Это эффект применен в фильме «Земля Санникова»».


Для своего времени «Земля Санникова» была неплохим фильмом, но песня «Есть только миг» явно его пережила. Даже молодёжь, не смотревшая фильм, до сих пор неплохо её знает.

aleksandr_zatsepin_28

Во вторую половину 1970-х годов творчество Александра Зацепина достигает своеобразного апогея. Например, он плодотворно и успешно сотрудничает с молодой Аллой Пугачёвой — собственно, именно тогда певица достигает «звёздного» статуса всенародной любимицы. Писать об этом ярком, хотя и недолгом, сотрудничестве я здесь не буду — оставлю тему для отдельной статьи о хитах Пугачёвой.
Вторым достижением Зацепина становится запись саундтрека к фильму «31 июня», который вышел на экраны в 1978 году.

Воспитанный на джазе, композитор вспоминал, как однажды дочь упрекнула его, что он не интересуется современной музыкой — роком, диско — и пишет только для «своего поколения».

Александр Зацепин, из книги «Есть только миг»:
«И я бросился изучать новые направления в эстраде. Купил пластинки, ребята дали. 
И мне стало нравиться! Я начал сочинять в этом стиле…
Я понаписал массу произведений, экспериментировал, но песен еще в таком ключе не было. Всё это выплеснулось в фильме «31 июня»».
aleksandr_zatsepin_33
Александр Зацепин.

Вынужден признаться, что к этой романтической музыкальной сказке по то, как художник из будущего влюбился в принцессу из прошлого, я всегда был равнодушен — и тогда, и сейчас. Наверно, это связано с тем, что «31 июня» — очень «женское» кино. Недаром все девочки и женщины той эпохи буквально млели не только от очаровательной пары Николая Ерёменко (художник) и Натальи Трубниковой (принцесса), но и от замечательно поставленных танцев, и, конечно же, песен на стихи Дербенёва, которые в фильме звучат почти непрерывно.
aleksandr_zatsepin_29

Так как режиссёр Леонид Квинихидзе упор сделал именно на хореографию, то и многих актёров набрал преимущественно из балета. Собственно, в кадре своим голосом не поёт никто. 
Исполнять новые песни Зацепина хотели многие. Был даже реальный шанс того, что арии принцессы Мелисенты споёт Пугачёва,

Александр Зацепин:
«Ещё до фильма я показал эту мелодию (имеется в виду песня «Ищу тебя» — С.К.) Алле, просто сыграл её на рояле, и ей понравилось, но совсем в другом плане. Типа,.. ну как… ну, — как «До свиданья, детство», а потом мы о ней просто забыли».

Однако незадолго до съёмок фильма композитор и певица рассорились в пух и прах. И вот, однажды в руки Зацепина попала кассета с записью 23-летней девушки из Ужгорода — Татьяны Анциферовой (её порекомендовала одна харьковская группа, которая записывалась в домашней студии композитора).
aleksandr_zatsepin_30
Татьяна Анциферова.

Александр Зацепин:
«По тембру и по интонации она мне понравилась и внешне такая же хрупкая, гибкая, как Мелисента».

Татьяна Анциферова:
«Я не знала, кто такой Зацепин. А он всегда интересовался новостями, знал, где кто что нового поёт. 7 января 1978 года мы с мужем приехали на его студию, попили чай, познакомились. Это была большая домашняя студия, в одной комнате был микрофон, в другой аппаратура. И в этот же день сразу он предложил мне записаться».

Вообще Зацепин перепробовал на «роль» Мелисенты аж 8 исполнительниц, после чего дал прослушать их записи своим знакомым коллегам-композиторам. Анциферова понравилась больше всех.


По словам самой певицы она не обладала «ломовыми связками». Но для её героини они и не требовались. Мелисента должна была покорить слушателей эмоциональностью, нежностью и проникновенностью исполнения.

Татьяна Анциферова:
«Запольский, музыкальный руководитель фильма, он сказал: «Я хочу, чтобы ты пела «Мир без любимого» как будто ты лежишь в траве, у тебя руки под головой, и ты смотришь в небо». Я говорю: «Ну, я тогда лягу и руки сделаю так, и потеряю дыхание, в общем, в какой-то степени». Он говорит: «А вот давай так попробуем». Меня уложили на ковер, …установили гусак надо мной, и я так пропела песню, то есть бездыханно, получается. И они сказали, что вот это то, что нужно».


Похожая история произошла и с «Ищу тебя» («Всегда быть рядом не могут люди») — центральной песней фильма, написанной Зацепиным в модном тогда диско-стиле.

Татьяна Анциферова:
«Решила спеть её неуверенно — от лица человека, которые не знает, найдёт ли он свою любовь. Может, я ошибалась? Не знаю… ».


Дело в том, что с этой песней впоследствии произошла путаница. Когда фирма «Мелодия» выпустила саундтрек фильма, Анциферова неожиданно обнаружила, что на пластинке «Ищу тебя» поёт другая певица — Ксения Георгиади. Насчёт того, почему так произошло, существует несколько версий. По одной из них руководство «Мелодии» посчитало, что для такого хита нужен не нежный голосок Анциферовой, а более мощный диско-вокал «а-ля Глория Гейнор». Зацепин же вспоминает об этой ситуации так:

«Таня в это время почему-то просто не выступала, и Георгиади оказалась в нужное время, в нужном месте: я решил — почему бы и нет?».
aleksandr_zatsepin_34
Ксения Георгиади.

Именно эта «громкая» версия со временем стала восприниматься большинством слушателей, как образцовая.

Если за Мелисенту пела Анциферова, то прочие — более экспрессивные — женские партии достались Ларисе Долиной — обладательнице поистине «ломовых» связок.


Мужские партии в «31 июня» исполнял, популярный в то время, певец Яак Йоала (забавно слышать, как у героя фильма — трубадура Лэминсона – во время пения неожиданно начинает проскальзывать лёгкий эстонский акцент).

Александр Зацепин, из книги «Есть только миг»:
«Одна теленачальница все меня допытывала:
— Александр Сергеевич, ну, почему у вас Яак Иоала в начале фильма поет одним голосом, а когда он по сюжету уже в двадцать первом веке, то другим? Голос у него меняется, становится каким-то хриплым…
— Так это уже другой человек! – объясняю. — Другой век, другая манера.
А в ответ слышу:
— Нет, так не пойдет!.. Пусть перепоет!
— Нельзя!..
— Тогда мы эту песню вырежем!
И две песни из картины вырезали. Слава Богу, хоть фильм остался».


Фильм имел оглушительный успех, но в реалиях «холодной войны» его судьба оказалась непростой. Осенью 1979 года, во время гастролей Большого театра, танцор Александр Годунов (исполнявший роль Лэминсона) решает остаться на Западе. Казалось бы — ну, остался и остался — фильм-то причём? Но по логике тогдашней цензуры сбежавший «предатель» порочил собой и произведение искусства. Поэтому картину положили на полку вплоть до перестройки.

Но здесь была хоть какая-то логика. А вот Анциферова рассказывала вовсе бредовую историю о том, что ей запрещали петь песню «Мир без любимого», потому что в 1984 году режиссёр Театра на Таганке — Юрий Любимов — решил остаться в Париже. Мол, фонетически в припеве будет слышаться «Мир без Любимова», а это нехорошо…
aleksandr_zatsepin_32
После успеха «31 июня» в творческой карьере Татьяны Анциферовой вообще стали происходить странные и противоречивые вещи. С одной стороны — она стала популярной, её даже пригласили исполнить гимн Олимпиады-80 — «До свиданья, наш ласковый Миша…». С другой — на ТВ певицу либо не пускали, либо вырезали из телеэфиров. Анциферова долгое время считала это кознями бывшей подопечной Зацепина — Аллы Пугачёвой, которая, якобы, испытывала творческую ревность.
aleksandr_zatsepin_31

Что касается самого Зацепина, то он какое-то время продолжал писать вместе с Дербенёвым песни для фильмов, пока в 1983 году не решил поработать в Париже. Полноценной эмиграцией это назвать трудно — от советского гражданства композитор не отказывался. Тем не менее, на Западе он оказался никому не нужен, а в СССР был подвергнут остракизму. В 1986 году Зацепин вернулся, потом была перестройка, развал Союза и много других интересных событий. Вот только ни одной «народной» песни Александру Сергеевичу с тех пор так создать и не удалось.
Из последних известных песен композитора можно вспомнить разве что песню «Дожди», которую певица Марина Хлебникова исполнила на свои собственные стихи. Да и то Зацепину понравились далеко не все метафоры певицы.

Из интервью с А. Зацепиным:
«- Правда ли, что вам не нравится, как Хлебникова в вашей песне свою семью сравнивает с мафией?
— Сначала мне действительно не понравилось, что «на фотографии мы словно мафия». Про свою семью я бы так никогда не сказал.
— Но про семью Хлебниковой это можно?
— Ну, раз она сама так говорит, что поделать? (смеётся)».

Советский композитор не понял, что для «правильных пацанов» такие обороты – именно то, что надо…

Картина дня

наверх