На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Все о Музыке

4 995 подписчиков

Свежие комментарии

Когда музыка огонь!

Первый огонь сошёл на землю с небес. Буквально. Правда, боги здесь ни при чём - обыкновенная физика. Электрический искровой разряд в атмосфере во время грозы - молния - явление красивое и захватывающее.

Претворить молнию в звук для такого мастера звукоизображения как Антонио Вивальди не представляет трудностей. В цикле "Времена года" он делает это дважды. В первой части "Весны" вспышки молний звучат у скрипачей в виде взлетающих гаммообразных пассажей, таким же образом построена партия скрипки в третьей части "Лета".

Не менее профессионально изображает молнии Людвиг ван Бетховен в четвёртой части Шестой "Пасторальной" симфонии. Композитор предостерегал от буквального прочтения его сочинения. Типа это не изображение разбушевавшейся природы, а чувства в его душе. Ну пусть будут чувства.

После выхода советского фильма "Аллегро с огнём" (1979 год) первую часть бетховенской Пятой симфонии стали ассоциировать с огнём. По сюжету, сапёр Юлий Макарин, поставив на патефон пластинку с записью этой части, провоцирует взрыв немецкой мины. На самом деле музыкальный темп и диапазон воспроизводимых частот, "соответствующий шуму среднего хода кораблей", никак не связаны. Создателям фильма понравилось бетховенское обозначение темпа - allegro con brio, которое иногда переводится как "быстро с "огоньком".
А так фильм очень хороший, сейчас такие не снимают.

От огня небесного к огню земному, прирученному человеком. И вновь "Времена года" Вивальди, вторая часть "Зимы".

Как сладко в уюте, тепле и тиши
От злой непогоды укрыться зимою.
Камина огонь, полусна миражи.
И души замерзшие полны покоя.

Полное единение солиста и аккомпанирующего ему оркестра в стиле bel canto. Обратите внимание как приём пиццикато у скрипок изображает потрескивание угольков.

Такое же настроение и визуализацию имеет фортепианная пьеса Петра Ильича Чайковского "У камелька" из его "Времён года". Взволнованность музыкальной ткани подобна танцующим языкам пламени, не ярким, но чрезвычайно живым.

Богами начали, богами и закончим. Прелюдия до минор № 2 из первого тома "Хорошо темперированного клавира" Иоганна Себастьяна Баха имеет подзаголовок "Пламенеющая вера" ("Неопалимая купина"). Музыка прелюдии, несмотря на общую оживлённость, производит странное впечатление незыблемой мощи.

И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста.
И увидел он, что терновый куст горит огнём, но куст не сгорает.
(Книга Исхода. 3:2)

Финал оперы "Валькирия" из тетралогии "Кольцо Нибелунгов" Рихарда Вагнера полон необычайной оркестровой динамики благодаря непрерывно движущейся сложной звуковой массе. Вотан усыпляет ослушавшуюся его дочь - валькирию Брунгильду и укладывает её на холме под сенью густой ивы.

Действие начинается мощным, ритмически чётким нисходящим лейтмотивом копья Вотана, призывающего к себе бога огня Логе. Троекратным ударом копья о камень Вотан вызывает сноп искр, из которых разгорается яркое пламя. Колеблющиеся и трепещущие языки разливаются по краю обрыва и окружают скалу со спящей Брунгильдой плотным, непроницаемым кольцом.

В музыке это потрясающая симфония огня. Огненный лейтмотив широко развивается и приобретает особую красочность и яркость благодаря роскошной инструментовке: пышные фигурации струнных, к которым присоединяются шесть арф и вся группа деревянных духовых, изображают колеблющееся пламя.

Кто страшится копья Вотана, тот никогда не пройдет сквозь этот огонь. Совершить этот подвиг сможет только Зигфрид. Поэтому, предвосхищая будущие события, в вокальной партии Вотана, а затем у медных духовых инструментов появляется мощный лейтмотив Зигфрида-героя, контрапунктируя с мотивами огня.

Даю ещё одну трактовку финала, в роли Вотана - британский оперный певец Брин Терфель. Если ссылка не откроется, найдите ролик на YouTube - не пожалеете. Постановка - огонь! Вагнер - Бог, от него свет исходит.

Традиционная несмешная байка:

Как-то раз Джоаккино Россини спросили его мнение об опере Вагнера "Лоэнгрин".
- Нельзя судить о произведении после первого прослушивания, - ответил Россини - и я, конечно, не собираюсь слушать его во второй раз!

Картина дня

наверх